Пензенца Александра Герасцина за отвагу во время спецоперации наградили медалью Суворова

В роду у Герасциных профессиональных военных не было. Александр — первый. Решил остаться в армии по контракту

Пензенца Александра Герасцина за отвагу во время спецоперации наградили медалью Суворова

Уроженец села Знаменского Башмаковского района за личное мужество и отвагу, проявленные во время спецоперации на Украине, награжден медалью Суворова.

Осколок снаряда

Приказ о наступлении на село бойцы гвардейской мотострелковой бригады получили утром 13 апреля 2022 года. Задачей одного из подразделений было занять школу, где ВСУшники оборудовали огневые позиции. 

Тактическая группа, в которую входил гвардии младший сержант Александр Герасцин, прорывалась к объекту под шквальным пулеметным и гранатометным огнем, одновременно прикрывая отход разведчиков. 

Отстреливаясь на ходу, передвигаясь короткими перебежками от укрытия к укрытию, Герасцин вдруг услышал мощный хлопок и, как ему показалось, наткнулся на торчащий из земли прут арматуры, плотно вошедший ему в ногу выше колена. Один из его сослуживцев — Сергей — упал, второго — Илью — взрывной волной отшвырнуло в сторону на несколько метров. 

Мельком взглянув на ногу, Александр увидел, что никакой арматуры в ней нет — его ранило осколком снаряда. Как выяснится позже — запрещенного кассетного боеприпаса. Боли Герасцин в запале не почувствовал, рванулся к лежавшему на земле товарищу, схватил за плечо:

— Серега, живой?!

Тот поднял голову:

— Живой, только зацепило. 

С другой стороны им на помощь бежал уже оправившийся от удара Илья. Подхватив под руки Сергея, бойцы поспешили в укрытие. Последние несколько шагов дались Александру с трудом. Боль в ноге нарастала, штанина набухала кровью. 

Герасцина погрузили в БТР и отвезли в медсанчасть, где ему оказали первую помощь, а оттуда переправили в полевой госпиталь. 

Судьба Аделя

—  Село мы взяли! Чуть позже в госпиталь доставили и Серегу с Илюхой, — рассказывает Александр. — У Ильи была контузия, Сергей получил несколько осколочных ранений — в обе руки и в бедро.  

Рассказ об этом боевом эпизоде настолько диссонирует с уютной спокойной обстановкой в доме его бабушки Раисы Петровны, что кажется невероятным — как будто Александр делится впечатлениями о недавно просмотренном фильме в жанре экшен. 

Саша приехал в Знаменское в долгосрочный отпуск перед подписанием очередного армейского контракта. 

Герасцина оперировали уже в Белгороде, куда доставили «вертушкой». В те дни в военный госпиталь поступало особенно много раненых и трое хирургов не отходили от операционного стола. 



Долечивался он в одном из учреждений здравоохранения в Москве. В один из дней туда привезли и его знакомого — тяжелораненого водителя Аделя. 

— Вот такой парень был! Водитель от Бога. Вывез нас на БТР из-под артобстрела, когда мы попали в полукольцо ВСУ под Черниговом. Если бы не он, мы бы там и остались, — говорит Александр.

Спасая жизнь Аделя, хирурги делали все возможное и невозможное. После операции он несколько дней пролежал в реанимационном отделении, пришел ненадолго в себя, успел сказать несколько слов жене, прилетевшей в столицу, чтобы ухаживать за мужем. А потом впал в кому и умер спустя несколько часов.

Александр так и не смог с ним попрощаться.

Его выбор

В роду у Герасциных профессиональных военных не было. Александр — первый. Решил остаться в армии по контракту, хотя до того, как его призвали, окончил ПГУ по специальности «технология предпринимательства». 

Служил в Центре специального назначения Росгвардии, затем перевелся в гвардейскую мотострелковую бригаду. 

— Я гордился, что попал туда служить. Хотя бригада является довольно молодым соединением Вооруженных сил России (она была основана в 2005 году), но уже прошла славный боевой путь. Выполняла миротворческие задачи во время грузино-абхазского конфликта, в Южной Осетии и Приднестровье, в Ливии и Сирии.

В 2020 году Александр в составе бригады участвовал в миротворческой операции в Нагорном Карабахе, хотя в прямых столкновениях с противником  ему побывать тогда не довелось. 

Но что такое настоящие военные действия,  он осознал только нынешней весной в ходе спецоперации на Украине. 

— Я не запомнил названий многих населенных пунктов, через которые мы проходили. Быстро забываются подробности боев. Только остаются в памяти лица сослуживцев — некоторых из них уже нет в живых. Да еще какие-то вроде бы малозначительные эпизоды. В одном селе старушка говорит: «Что вы тут делаете?! Бегите, ховайтеся, сдавайтеся, дальше пойдете — вас жечь будут». На меня посмотрела: «Ты беленький, кацап, видать, — тебя мы по-христиански похороним». У меня не было к ней ненависти, да и, в общем-то, ни к кому из мирных жителей, как бы они к нам ни относились. Хотя я раньше и представить не мог, насколько там развита русофобия. 

Домой тянет

Александр хотел бы остаться служить в Пензе. Любит Сурский край, родное Знаменское. Тосковал по нему, когда уехал с родителями в Ханты-Мансийск, мечтая вернуться. 

— А еще очень скучал по бабушке с дедушкой, я жил у них до седьмого класса, пока мама с папой на Севере не устроились. 
У Раисы Петровны с внуком теплые доверительные отношения, они понимают друг друга с полуслова. 

— Он добрый, бескорыстный, щедрый — если что, последнюю рубашку с себя снимет и отдаст. Ухаживает за мной, когда мне нездоровится, — рассказывает она. — Дома ремонт сделал. Дед его очень любил, Сашку в честь него назвали. Муж два года назад умер, долго, тяжело болел, так внук с ним как с маленьким ребенком нянчился. 

Именно бабушке Александр позвонил первой, когда в феврале его бригаду перебросили в Брянск. Раиса Петровна сразу почувствовала неладное. Когда в новостях сообщили о начале спецоперации, сказала только: «Теперь наш Сашка там…»  

— А от него месяц ни слуху ни духу. Телефон из рук не выпускала. Однажды ночью звонок: «Бабуль, я жив-здоров, а где — сама знаешь. Передай привет всем нашим». Как у меня сердце выдержало — такие переживания! — охает бабушка.  

Несмотря на серьезное ранение, Александр быстро восстановился и даже не хромает. Правда, жалуется на онемение в ноге в том месте, куда попал осколок. 



Известие о том, что его наградили медалью Суворова, застало гвардии младшего сержанта врасплох. Вроде бы ничего такого героического не совершил, как он сам считает. Но такие награды вручают только особо отличившимся на поле боя солдатам и офицерам. Медаль Суворова — вторая по значимости после медали «За отвагу». 

Крылатое выражение из легендарного советского фильма «Есть такая профессия — Родину защищать» обычно применяется по отношению к офицерам, посвятившим жизнь служению Отечеству. Но мы как-то забываем, что мир изменился и сегодня в армии служат и профессиональные солдаты, к которым намертво прикрепилось снисходительное наименование «контрактники». А ведь именно эти парни в наши дни совершают подвиги на поле боя, не жалея жизни, прикрывают собой товарищей, обращают противника в бегство, спасают мирных людей. Становятся героями. Так что защищать Родину — и их профессия.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке

Популярное