Пензенский музыкант рассказал о выступлении с легендой рок-музыки

Оказывается, у одного из самых популярных русских народных инструментов есть свой праздник

Пензенский музыкант рассказал о выступлении с легендой рок-музыки

Международный день балалайки отмечался 23 июня. Праздник неофициальный, но среди музыкантов-народников популярный. Они его и установили – в 2008 году по инициативе известного балалаечника Дмитрия Белинского из Москвы.

У многих трехструнка ассоциируется лишь с фольклорной музыкой, но современные музыканты показывают высочайший уровень мастерства, исполняя на балалайке и классику, и рок. 

Царский инструмент

И за примерами далеко ходить не надо: наш замечательный губернаторский ансамбль солистов «Старгород» под управлением заслуженного артиста РФ Михаила Кокорина делает уникальные аранжировки шедевров мировой музыки для народных инструментов.

Одна из лучших программ коллектива «От Баха до «Битлз» так полюбилась зрителю, что несколько лет в их репертуаре.

День балалайки – профессиональный праздник для одного из солистов «Старгорода», заслуженного артиста Пензенской области Александра Ивлиева. Играет он не на обычной трехструнке, а на контрабасе, превышающем ее размеры примерно в три раза.

Александр Ивлиев.jpg
– Контрабас еще называют царь-балалайкой, – говорит музыкант. – Сегодня он переживает ренессанс – с легкой руки питерского исполнителя Михаила Дзюдзе, одного из основателей ансамбля «Терем-квартет», который сделал инструмент сольным.

Любовь к фольклорной музыке передалась Александру Ивлиеву от родителей, когда-то выступавших в Пензенском русском народном хоре им. О.В. Гришина. В возрасте семи лет Сашу отдали в музыкальную школу по классу баяна. В оркестре русских народных инструментов мальчик впервые попробовал свои силы в игре на бас-балалайке («младшем брате» контрабаса).

А когда выпускался из муз-училища, понял, что баян, как бы великолепен он ни был, – не тот инструмент, которому он готов посвятить творческую жизнь. Как раз в это время в областной филармонии освободилось место контрабасиста в музыкальном коллективе Анатолия Шуватова, куда и пришел Ивлиев. С 1994 года он и царь-балалайка неразлучны…

Что звучит душевнее

– Кстати, на привычной прима-балалайке я тоже играл в училище, но сейчас все навыки уже утеряны, – продолжает рассказ музыкант. – Ведь техника исполнения на приме и на контрабасе сильно отличается. В первом случае мастер играет пальцами, во втором – с помощью специального медиатора. Несмотря на форму, схожую с балалайкой, контрабас ближе к бас-гитаре, только на нем на одну струну меньше. И постановка руки такая же.

Хотя прима в плане виртуозности далеко ушла от контрабаса. На ней можно играть с «космической» скоростью, звук у нее богаче, душевнее.

DSC_0790 (1).jpg
Сейчас трудно представить, но было время, когда народные инструменты оказались вне закона. Войну им в XVII веке объявил набожный царь Алексей Михайлович. Дело в том, что на народных инструментах играли скоморохи, и в христианской Руси с ними боролись как с проявлениями язычества. Царь даже издал указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», предписывающий скоморохов в дом к себе не пускать. Запрещались игра на народных инструментах, их производство, а те, что были, сжигали. 

Стильно и современно

– «Репрессии» прекратились только в XVIII веке, – с увлечением рассказывает Ивлиев (он не только виртуозно владеет инструментом, но и хорошо знает его историю). – К тому времени балалайка стала самым популярным инструментом у русского народа. А потом в моду вошли пришедшие с Запада гармоника, клавесин, скрипка и трехструнка стала считаться «мужицким» инструментом.

Спасибо страстному любителю русской народной музыки Василию Андрееву, давшему в конце XIX века балалайке второе рождение. Именно он решил «одеть балалайку во фрак» и ввести ее из крестьянской избы в аристократические салоны. Андреев создал первый великорусский оркестр народных инструментов по типу симфонического: балалайки – альт, бас и контрабас – своим рождением также обязаны ему.

Но только в наше время царь-балалайка обрела новое звучание. Появились композиторы, пишущие произведения непосредственно для нее.

x40LOv5AR2U.jpg
Александр Ивлиев утверждает, что как профессионал состоялся в «Старгороде». Здесь у него появилась возможность первым в Пензе исполнить в сопровождении ансамбля сольные произведения для контрабаса, сыграть на любимом инструменте и классику, и эстраду, и бардовскую песню, и рок. Вместе с родным коллективом музыкант сотрудничал со многими знаменитостями: российскими певицей Ириной Шведовой и баянистом Валерием Семиным и даже с легендарным британским рок-музыкантом, основателем группы «Uriah Heep» Кеном Хенсли.

А в 2019 году в Санкт-Петербурге Ивлиев занял 1-е место на первом конкурсе балалаечников-контрабасистов, проходившем в рамках престижного международного музыкального фестиваля «Национальная коллекция».

К слову, профессия балалаечника-контрабасиста, что называется, штучная. Например, в Пензенской области таких музыкантов можно пересчитать по пальцам. 

Цифра

Цена балалайки-контрабаса колеблется от 150 до 500 тыс. рублей.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER