Пензенский ансамбль «Лаймоне» пропагандирует этнографический мордовский фольклор
– В конце семидесятых годов прошлого столетия началось строительство Сурского водохранилища, многие окрестные села ушли под воду, а их жители были вынуждены переселиться в Засечное. Татары прибыли сюда из Усть-Узы, а мордва – из Старой Яксарки.
Зимними вечерами женщины собирались в сельском клубе, пели старинные песни. Работники культуры предложили певуньям создать фольклорный ансамбль. Так, в 2001 году организовали самодеятельный коллектив «Келуне», что в переводе на русский означает «березка». Но ансамблей с таким названием было слишком много, и в 2007-м его переименовали в «Лаймоне» – «черемуха».
Чтобы пополнить свой репертуар, самодеятельные артисты выезжали в родную Яксарку, записывали у старожилов мордовские старинные песни, легенды, сказки.
Со временем возникла необходимость обновить коллектив. В 2012 году начинающий директор Засечного ДЦ Вадим Копейкин попросил самую молодую на тот момент участницу творческого коллектива Елену Рискину возглавить «Лаймоне», родословная которой начиналась в Новой Яксарке. По совету Галины Николаевны Милаушкиной, работавшей в то время директором Центра внешкольной работы, Елена решила привлечь в коллектив детей. А сама думала: «Где я возьму столько мордвинят?»
Отправилась в Засечную среднюю школу, рассудив: «Хоть ребята и не разговаривают на родном языке, но все же являются его генетическими носителями». Набрали в ансамбль молодую поросль – учеников 4-5-х классов. Те ребята уже окончили школу.
В нашем коллективе 15 человек, его костяк – девочки. В репертуаре много лирических песен.
Когда упоминают о «Лаймоне», перед глазами возникает яркая картинка: девушки сидят за пяльцами, вышивают причудливые узоры и поют душевные песни.
За годы богатой концертной деятельности зрители полюбили коллектив и многоголосье мордовского фольклора. Даже бабушки, незнакомые с нотной грамотой, в мордовских селах поют на три голоса.
В репертуаре есть песни, которые исполняются акапельно, без сопровождения, например, военная «Было у отца три сына», – на три голоса.
Каждое выступление «Лаймоне» – это маленький спектакль. Есть песни-действия, к примеру «Лен». Здесь присутствуют атрибуты сельской жизни – серп и прялка. Участники показывают, как собирают серпом лен, мнут его, прядут нити, ткут полотно, вышивают. В итоге один из участников ансамбля демонстрирует результат работы – льняную рубаху с мордовским орнаментом.
Артисты «Лаймоне» выступают в национальных костюмах, сшитых по эскизам, собранным в энциклопедии Пензенской области. В наряде преобладают белый, красный, золотой цвета и немного зеленого – спелой травы.
«Лаймоне» – победитель и дипломант многих областных, межрайонных и российских конкурсов. Коллектив приглашали на празднование 1000-летия единения мордовского народа с Российским государством, где присутствовали представители Мордовской автономии со всех регионов России. «Лаймоне» ежегодно участвует в межрегиональном фестивале «Мастор Ава» («Матушка земля»), который организует Поволжский центр культур финно-угорских народов, является его лауреатом. Коллектив – дипломант фестиваля «Вастома», участник областных фестивалей «Венок дружбы» и «Мордовская красавица», победитель Всероссийского конкурса «Соловушка». Его часто приглашают на мероприятия в областную библиотеку имени Лермонтова.
«Лаймоне» – обладатель многочисленных наград, которые хранятся в толстой папке. Здесь немало благодарственных писем и почетных грамот, адресованных самой Елене Васильевне Рискиной, сумевшей вывести коллектив на такой высокий уровень.
Десять лет в ансамбле занимается и дочь Елены Васильевны Катерина. Девушка учится в медицинском колледже и ездит с коллективом «на гастроли», мордовские песни – часть ее жизни. Преемственность поколений обещает ансамблю долгую творческую жизнь. У «Лаймоне» впереди еще сотни концертов и множество побед.
Это интересно
Датой образования города, возникшего на юго-восточной границе Московского государства, указывался 1663 год. Топоним Пенза, несмотря на свою относительную «молодость», вызывает острую полемику ученых, отстаивающих различные этнические версии его происхождения. Так, кем и когда был основан город?
По признанной многими исследователями версии, древнейшими народами Пензенского края считаются мордовские, буртасские и мещерские племена. Присутствие мордвы мокши и эрзя подтверждается многочисленными артефактами.
Автор: Татьяна ШИШКАНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
С мужским характером: почему все больше юных пензячек вступают в ряды Юнармии
Кто сегодня надевает юнармейские береты и зачем девчонки учатся собирать автоматПензенские энтузиасты восстанавливают интересные дома Пензы
Чтобы сохранить городской колорит и деревянное кружевоЖильцам пензенской многоэтажки запретили пользоваться газовыми колонками
Пензенцам объяснили рост цен на картофель, капусту и сливочное масло
«Мама родила меня от барина»: сын и соцработник прячут от 99-летней пензячки лопаты и грабли
«Защитите женщину!» Пензенские эксперты о новом запрете склонения к абортам
Бастрыкин поручил проверить сообщение о выстреле в девушку на Московской
Информация разошлась по социальным сетямПациента с серьезной проблемой сердца доставили на вертолете в Пензу
Его доставили из Нижнего ЛомоваСтартапы из разных стран мира поборются за инвестиции на Демодне Sber500
Заявки на участие в пятой волне подали 1500 стартаповМеждународная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey пройдет 11–13 декабря
71% предпринимателей отмечают улучшения в бизнесе за счет обучения
Использовать искусственный интеллект GigaChat для бизнеса стало еще проще и удобнее
В Пензенской области введен режим чрезвычайной ситуации