Пензенских застройщиков ждут большие перемены

Пензенских застройщиков ждут большие перемены

С 1 июля 2019 года меняются правила возведения многоквартирных домов.  Получится ли у Пензенской области плавно перейти на проектное финансирование, мы спросили у министра строительства и дорожного хозяйства региона Александра Гришаева во время приема граждан в редакции «Пензенской правды». 

— Александр Георгиевич, давайте напомним нашим читателям, чем была вызвана эта перестройка.

— Во всех регионах России некоторые строительные компании не смогли выполнить взятые на себя обязательства по разным причинам, в том числе и потому, что сами попали под кризис, и возникла проблема так называемых обманутых дольщиков. 

Теперь, после введения новых правил, участники долевого строительства будут платить не напрямую компаниям, а открывать в уполномоченном банке специальные эскроу-счета, а строительная компания получит деньги за выполненные работы только тогда, когда передаст людям ключи от квартир. То есть риск для дольщиков стать обманутыми стремится к нулю. 

Нет единого подхода 

В Пензенской области работает три банка из тех, которые допущены к сопровождению эскроу-счетов: Сбербанк, Дом.РФ, ВТБ. 

— Максимальное число заявок от пензенских компаний на строительство домов с привлечением средств дольщиков — у Сбербанка, их, если не ошибаюсь, восемь, — пояснил Гришаев. 

— Уже рассмотренных? 

— Нет, на рассмотрении. Пока удовлетворена только одна — от компании «Термодом». Но, как вы понимаете, все эти банки, работающие в Пензе, — филиалы, а офисы, где принимают решения, находятся в Москве, из-за чего согласование проходит медленно: вместо положенных 45 дней — 3–4 месяца. Поэтому плавный переход на новые правила предполагается, но пока опасения есть. Думаю, что не все подрядные организации способны удовлетворить тем требованиям, которые банки выставляют. А еще нет единого унифицированного подхода — у каждого банка требования свои. Это мешает. 

— Еще раз: если застройщик не справится в силу каких-то обстоятельств…
— …дом будет достраивать сам банк. Он берет на себя все риски. Поэтому банки и перестраховываются и так долго рассматривают заявки. 

Искать другую нишу 

— Высказываются опасения, что после введения новых правил часть застройщиков уйдет с рынка. Вы можете предположить, как это будет выглядеть в нашем регионе? 
— Мы прикидывали. Сейчас у нас 34 застройщика, работающих с договорами долевого участия. Останется, наверное, 7 или 8. 

— А остальные? 
— Уйдут с этого рынка. 

— В смысле разорятся? А как же люди, которые работают в этих компаниях? 
— В этом и заключается мудрость руководства — чтобы найти другую нишу, другие подряды, например в строительстве объектов соцкультбыта. Будем надеяться, что они справятся… Необходимо отметить еще один момент: цены на квадратные метры подрастут и уже начали расти. Банк будет брать свой процент. Правда, чем больше привлечено дольщиков, тем процент меньше. 

Еще раз хочу подчеркнуть: новые правила решают проблему надежности, люди могут быть уверены, что с их деньгами ничего не случится, что свои квартиры они точно получат. Не этот застройщик, так другой выполнит все обязательства, поскольку средства из банка никуда не уйдут. 

Сейчас на уровне области проводится большая работа, потому что возможны нюансы. Поясню. 
Тем объектам, которые уже сейчас имеют достаточно высокую степень готовности, разрешено быть достроенными по старым правилам даже после 1 июля 2019 года. Ну просто нет смысла переделывать документацию. 

А вот теперь представьте: компания надеялась «проскочить» по старым правилам, но к 1 июля не смогла обеспечить необходимый объем, и банк ей в кредите отказал. И тогда мы получаем… новых обманутых дольщиков. В этой группе риска у нас пока несколько застройщиков. И, возможно, наилучшим выходом для всех было бы просто вернуть людям деньги. 

— Как вы думаете, сколько продлится фаза турбулентности при вхождении в новые правила? 
— Может, года два или три, а потом все войдет в колею. 

Планку снижаем, но...

— А будут ли скорректированы планы по вводу жилья в строй из-за перехода на новые правила? 
— Пензенская область сама подняла планку по вводу жилья. Мы всегда опережали другие области, равные нам по количеству жителей. Так, в 2015-м ввели в строй 930 тысяч квадратных метров. А потом стала сказываться экономическая ситуация. Покупательная способность населения упала. По всей стране ситуация аналогичная. В марте Минстрой РФ уже предлагал скорректировать параметры нацпроекта «Жилье и городская среда» в сторону уменьшения, по этому году — с 88 до 72 миллионов кв. м.

— Глава Минстроя РФ Владимир Якушев сказал, что к 1 июля должна быть разработана программа поддержки индивидуального домостроения. А еще процент по кредиту на строительство дома хотят сделать таким же, как при ипотеке для квартир. Это попытка компенсировать «выпадающие» квадратные метры?
— Думаю, да, и это разумно. В Пензенской области соотношение вводимого в эксплуатацию индустриального многоквартирного жилья и индивидуального всегда было примерно одинаковым. Правительство области ставит задачу помочь с коммуникациями: по областной программе каждый муниципалитет на условиях софинансирования 65/35 процентов может построить сети на выделенной под индивидуальную застройку земле. И в большинстве муниципалитетов земля под индивидуальную застройку уже с коммуникациями: приходи и строй. 

— Александр Георгиевич, как идет «движение» нацпроектов по вашему министерству? 
— Проект «Жилье и комфортная среда» выполняется, мы соблюдаем все федеральные параметры, объекты строим, соглашения с муниципалитетами о вводе в строй жилья подписаны. Уже сейчас, думаю, можно сказать, что этот год пройдет успешно. 

Ну а по дорогам вообще проблем нет. Мы региональный паспорт нацпроекта защитили в Правительстве РФ одними из первых. По ряду объектов уже и аукционы провели. Думаю, и в этом году будем на передовых позициях в общероссийском рейтинге выполнения проектов, как в прошлом и позапрошлом годах. 


Время ремонтировать мосты

В области 400 мостов и мостоподобных сооружений, чуть больше половины из них находятся в ведении региона. Что касается Пензы, то здесь полтора десятка мостов, и больше десяти из них — в предаварийном состоянии. Самым опасным был  Свердловский, его первым и отремонтировали. Теперь начинается реконструкция Бригадирского и Бакунинского мостов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и каждый год мы 5-6 мостов в области ремонтируем. 

Проблема объемная и общая для всей страны. Поэтому на уровне Правительства РФ готовится программа (предполагается, что она может быть принята уже в конце этого года) по ремонту мостов и путепроводов, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии. И наши объекты в нее будут включены.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER