Пензенец рассказал, как быть счастливым, несмотря на ДЦП

Илья Рязанов научился полноценно жить, имея серьезное заболевание

Пензенец рассказал, как быть счастливым, несмотря на ДЦП

23 года назад в обычной пензенской семье родился обычный ребенок. Мальчика назвали красивым именем Илья. Илья Рязанов.

Через некоторое время мама стала замечать: что-то с сыном не так. После медицинских обследований врачи поставили диагноз — ДЦП. И, как это часто бывает, жизнь семьи разделилась на «до» и «после».

— Конечно, мама показывала меня разным врачам, возила на реабилитацию, в санатории. Помню, как это утомляло. Казалось, время тратится впустую. Вместо всего этого хотелось гулять во дворе, — вспоминает Илья.

Те, кто определил судьбу

Пришло время решать вопрос со школой. Мама выбрала для сына упрощенную систему обучения. Переживала, что ему будет сложно справляться с нагрузкой. Но в среднее звено мальчик все же пошел в самую обычную школу, правда, сначала в коррекционный класс. 
А однажды мама сделала то, что снова разделило жизнь Ильи на «до» и «после», — привела сына в радиотехнический кружок.

В кружке.jpg

— Сейчас я могу сказать, что это определило всю мою дальнейшую судьбу. Мы паяли несложные платы, усилители, стробоскопы. Моим педагогом стал Сергей Витальевич Нефедов, — говорит молодой человек. — Он стал проводником, мудрым советчиком по жизни. За что я ему безмерно благодарен.

Именно Сергей Нефедов впервые взял Илью на рыбалку, сводил в поход, научил разводить костер, готовить на огне еду, устанавливать палатку, показал, как водить машину.

Жизнь вопреки

Часто люди со сложными и серьезными медицинскими диагнозами живут вопреки — мнению общества, прогнозам врачей. 
Каждый их шаг на пути к цели — это преодоление. Вот и Илья никогда не сидел на месте. Не для того, чтобы победить болезнь (увы, диагноз останется с ним на всю жизнь). Ему просто нравилось заниматься всем и сразу. Оказалось, что он очень разносторонний и целеустремленный человек.

— Кикбоксинг, плавание, радио­технический кружок. Школа, конечно же. При этом никто меня никуда не возил. Добирался сам. Садился на велосипед и ехал. Я вообще не очень люблю общественный транспорт, — улыбаясь, говорит Илья. —  На него уходит слишком много времени и денег.

Порой после уроков в школе он с одной тренировки сразу ехал на другую. За несколько километров. 

Согласитесь, не каждый здоровый подросток с таким энтузиазмом будет посвящать время своему развитию.

Конечно, порой было непросто. Тренеры и педагоги во всех секциях, где Илья занимался, всегда были к нему терпеливы. Никогда не отмахивались. Наоборот, поддерживали и вселяли в юношу уверенность.

Правильный выбор

Быстро пролетели школьные годы. На носу был девятый класс, пришла пора принимать решение о дальнейшем обучении.
Большинство из окружения Ильи настаивали, что после 9-го класса нужно поступать в колледж и получать рабочую профессию. Сергей Витальевич говорил обратное.

— Он убедил меня, что я способен на большее. Что надо получить профессию, которая не просто прокормит, но позволит зарабатывать на жизнь головой, а не руками. Он сказал, что, если есть талант, нужно его профессионально развивать. Так я оказался на факультете информационных технологий и электроники Пензенского госуниверситета, — улыбаясь, рассказывает Илья. — В школе моими любимыми предметами были физика и математика, а в вузе — схемотехника, проектирование, 3D-моделирование. Сейчас я продолжаю учиться в магистратуре.

Здравствуй, сцена

И в вузе Илья выбрал для себя активную жизнь, а не просто посещение лекций. 

Однажды Сергей Нефедов, знакомый с режиссером театра «Кириллица» Константином Бутиным, посоветовал Илье заглянуть на прослушивание в университетский театр. Молодой человек пришел да так и остался в труппе.

Здесь Илья в очередной раз доказал, что у него безграничные возможности.

репетиция.jpg

Первая его роль на сцене была эпизодической — он сыграл человека из очереди в спектакле «Записки юного врача» по одноименному циклу рассказов Михаила Булгакова. 

— Это одна из самых запоминающихся ролей, — признается Илья. — Наверное, потому, что с нее все начиналось. Сейчас у меня в репертуаре четыре спектакля: «Записки юного врача», «Шукшинские рассказы», «Яма» и «Бесы». Помню, как волновался перед «Ямой». Вначале спектакля есть момент, когда герои по одному выходят на авансцену и произносят короткие монологи, у меня долго не получалось сказать правильно. Тогда я поехал в поле, где никого не было, и в пустоту кричал свой монолог. 

Репетиции, продумывание и подготовка декораций — Илья участвует буквально во всем. Год назад ему довелось попасть на мастер-класс к Сергею Федотову — художественному руководителю, основателю пермского театра «У Моста». Для юноши это был уникальный опыт.

— Сергей Федотов меня даже выделил и похвалил по итогу занятий, — делится впечатлениями молодой человек. — Он спросил нашего режиссера Константина Бутина, задействован ли я в труппе театра, и сказал, что поставил бы под меня спектакль.

Главная роль 

Сейчас «Кириллица» готовит новый спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан», на постановку которого выиграла грант Росмолодежи. Это история молодого ирландца с ограниченными возможностями здоровья. В главной роли будет Илья. Премьера должна состояться в ноябре этого года. 

— Я не загадываю, каким получится спектакль, но верю, что он будет честным и для меня особенным. Это рассказ о человеке, живущем в замкнутой среде. Наши с героем истории отчасти похожи, но много и отличий. Я не стремлюсь к жизни в другом городе, который даст мне больше возможностей, потому что реализован в родной Пензе. Что дает мне театр? Это целая жизнь. Сложно ли мне? Конечно. Но часто жизнь — это преодоление, — говорит Илья. — Театр для меня — стимул ежедневной работы над собой, мотивация для саморазвития. 

Если бы я не играл в театре, у меня не было бы острой необходимости работать над речью, пластикой, бороться со стеснением. Сцена помогла поверить в свои силы, а это самый верный способ быть счастливым человеком. 

Театр для меня — стимул ежедневной работы над собой, мотивация для саморазвития. Если бы я не играл в театре, у меня не было бы острой необходимости работать над речью, пластикой, бороться со стеснением.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке