Пензенец Николай Зайцев встречался на Эльбе с союзниками-американцами

Благодаря воспоминаниям сына фронтовика и оставшимся документам мы восстановили его героический путь

Пензенец Николай Зайцев встречался на Эльбе с союзниками-американцами

Среди бойцов, прошагавших пол-Европы «до самых вражеских ворот», был и наш земляк Николай Иванович Зайцев, встречавшийся на Эльбе с союзниками-американцами

Родился Николай Иванович в Пензе в 1912 году. 

«Жили мои родители на улице Вокзальной, – рассказывает сын ветерана Владимир. – Мой дед, отец Николая Ивановича, был прекрасным столяром-краснодеревщиком, купе в вагонах отделывал на станции Пенза III. А папа обладал другим талантом – имел хороший голос, в детстве пел на церковном клиросе, а позже прекрасно исполнял романсы». 



В довоенные тридцатые Николай Зайцев успел отслужить в армии, окончить полковую школу и получить звание младшего лейтенанта. В 1940 году прошел курсы усовершенствования командного состава в Куйбышеве. А война уже стояла на пороге… 

22 июня 1941 года Николай Иванович находился в командировке в селе Новая Слобода Голицынского района. Сообщение из репродуктора в полдень прозвучало как гром среди ясного неба. Люди собирались отдохнуть в единственный выходной (в тот период была рабочая шестидневка), но строгий голос наркома иностранных дел Молотова всех встревожил. Стало не до отдыха…

Выстоял в жестоких боях 

Через месяц, 22 июля, Зайцева призвали в армию, а 19 августа он уже оказался на передовой под Москвой. 

Командовал взводом, ротой, оперотделом, а в 1942 году его назначили начальником штаба 455-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии. Такой должностной рост на фронте был возможен только в одном случае – человек достойно проявил себя, сражался храбро. 

Начштаба Николай Зайцев руководил прорывом сильно укрепленного рубежа противника у деревни Таракановки в Калужской области. Благодаря его умелому командованию удалось сломить сопротивление фашистов и захватить плацдарм. Наши бойцы уничтожили более 250 немцев. 

За успешное участие в Калужской освободительной операции Николай Иванович был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. Дважды раненный, подлечившись, наш земляк продолжил свой боевой путь. Стрелковый полк, командовать которым назначили Зайцева, освобождал Данциг (Гданьск). В архивном документе об этом записано: «В боях с 19 по 27 марта 1945 года полком нанесены большие потери в живой силе и технике, захвачены в плен 155 солдат и офицеров противника и освобождены 800 человек, находившихся в плену у немцев». 



Скупые строки, а за ними – смертельные схватки с врагом, обреченность сдавшихся немцев, радость со слезами на глазах у освобожденных из вражеского плена.
Особенно яростно фашисты сопротивлялись, когда наши войска вступили на территорию Германии.  

Полк под командованием Зайцева с боя­ми дошел до берегов Эльбы, овладев 250 населенными пунктами и восемью городами, уничтожив более 300 солдат и офицеров, захватив 60 автомашин, 2 танка, 20 бронетранспортеров и взяв в плен 1200 немцев. 

Командование дивизии и корпуса сделало представление на награждение нашего земляка высшей государственной наградой – орденом Ленина. Выписка из наградного листа, подписанного двумя генералами, хранится у сына фронтовика. Но по какой-то неизвестной причине вместо ордена Ленина Зайцеву вручили орден Красной Звезды…

Встреча на Эльбе 

25 апреля исполнилось 80 лет со дня исторической встречи на Эльбе союзников по антигитлеровской коалиции – советских и американских воинов. 
Николаю Ивановичу довелось участвовать в том историческом событии. В 1995 году в беседе с журналистом он вспоминал: «Меня срочно вызвал командир корпуса генерал Терентьев. На карте показал мне населенный пункт Демиц. «Гони, – говорит, – весь полк туда. Американцы переправляются через Эльбу по мосту». 

Командира полка Зайцева и его сослуживцев американцы встретили крепкими рукопожатиями. Но после горячих приветствий пришлось им кое-что разъяснить: в Ялте было подписано соглашение – демаркационная линия проходит по Эльбе. 

– Так что, господа-союзники, – вежливо попросил Зайцев, – извольте покинуть населенный пункт. 

Думал, обидятся. Ан нет – зауважали. Покидая правобережье, один из американских офицеров подарил Николаю Ивановичу золотые часы, а в ответ получил зажигалку. 

После войны 

Окончил войну Николай Иванович Зайцев в звании подполковника. Два года еще после того, как смолкли орудия, жил в Германии, был комендантом города Хагенов. 
А вернувшись в родную Пензу, нашел применение своим командирским навыкам в мирной жизни – работал заместителем начальника областного управления пищевой промышленности, потом возглавил объединение молочной. 



И лишь три осколка, оставшиеся навсегда в теле после ранения, до конца дней напоминали ветерану о «боях-пожарищах», сквозь пламя которых ему довелось пройти. 

В 2000-м Николая Зайцева не стало, но память о нем жива. 

Награды Героя

Николай Иванович Зайцев был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова III степени, орденами Великой Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Сын легендарного фронтовика бережно хранит и другие награды отца.



Автор: Владислав САМСОНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER