От призвания до выгорания: почему пензенские учителя уходят из профессии

Каких предметников не хватает школе и что нужно для возвращения престижа профессии учителя 

От призвания до выгорания: почему пензенские учителя уходят из профессии

2023-й объявлен президентом России Годом педагога и наставника. Решение принято «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность». 

Но этот особый статус учителям придется зарабатывать — год будет непростым. Предстоят переход на новый государственный образовательный стандарт, внедрение единых учебных программ в начальной школе. Ответственность учителя, и так-то всегда огромная, возрастает — это точно!

А вот престиж… В последние лет этак 30 почитаемая ранее профессия учителя в нашей стране потеряла значимость. И происходило это по причине девальвации ценностей в обществе, а не потому, что кто-то стал хуже или слабее в знаниях.

Результат: выпускники педвузов зачастую не хотели работать по профессии. Как это поправить сегодня? 

Смотря какая мотивация 

Начнем с подготовки учителей.

Директор педагогического института имени В.Г. Белинского ПГУ Ольга Петровна Сурина говорит, что конкурс на педагогические специальности остается довольно высоким — в этом году было 4 — 5 человек на место.

Другое дело, что бюджетных (бесплатное обучение) мест для будущих педагогов стало значительно меньше. Десять лет назад в пединституте (напомним, это был самостоятельный вуз) предусматривались большие потоки: физика, математика — 120 человек; иностранный язык — 80; русский язык, литература — 120.

— Сейчас принимаем абитуриентов в рамках контрольных цифр (то есть спущенных сверху. — Авт.). Потоки маленькие: математика — 24 человека; информатика — 18; физика, технология —18; биология, химия — 18, — приводит цифры Ольга Петровна. — А выпускаем, после отсева в процессе учебы,  по 12 — 15 человек (кто-то бросает, кто-то уходит в декрет и т. д.).

При этом далеко не все абитуриенты горят искренним желанием стать учителем. Часто на педагогические специальности идут те, кто не смог поступить в более престижные вузы, оставлял педагогику в качестве запасного варианта.

Потребность в педагогических кадрах в регионе есть. Каждый год в пединституте контрольные цифры приема согласовываются с Министерством образования области, исходя из дефицита самых востребованных профилей: иностранные языки, физика, химия, биология, математика.

В Министерстве образования видят такую связь: чем меньше бюджетных мест для абитуриентов на педагогических направлениях, тем хуже потом результаты учеников на ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам. 

— Не хватает учителей физики, математики, иностранных языков, особенно в сельской местности. Вакансии учителей начальных классов помогают закрыть выпускники социально-педагогического колледжа, — пояснила Ольга Сурина.

Силы не беспредельны 

— 80 процентов выпускников и студентов распределены по школам, мы отслеживаем, где работают наши выпускники. Опросы показывают, что с трудоустройством педагогов все нормально. Вопрос в другом: кто из них останется в школе надолго? — делится Ольга Петровна.

Нередко студенты второго-третьего курса идут работать в школу сразу на полную ставку. А это 25 часов в неделю нагрузки, классное руководство, тетради, документы. Но студент еще и учится. И получается, что живет такой молодой специалист на разрыв.

— Мало кому удается работать и учиться с полной отдачей. Сил на то, чтобы остаться в педагогической профессии, уже нет — человек выгорел. Мой совет директорам школ: брать на одну ставку двух студентов или даже трех, чтобы нагрузка была соразмерной, а вхождение в профессиональную среду постепенным, — размышляет Сурина.

Педагогическая работа требует не только отдачи физических сил, но и эмоционального вклада и творческого подхода. А в условиях последних лет, когда на российское учительство легли стрессы от пандемии и удаленки, каждый второй хотя бы иногда подумывал о смене профессии. Еще бюрократическая нагрузка, отсутствие благодарности со стороны общества, постоянный контроль за учениками и ответственность за них…

Ладно обязанности в рамках профессиональной компетенции, но наши педагоги и в организации выборов участвуют, и выполняют обязанности уполномоченных по делам несовершеннолетних, и несут ответственность за внеурочную занятость детей, и даже функции опеки и социальных работников на них ложатся. Все это приводит к физической и моральной усталости. 

Хорошо, что с 1 сентября на уровне государственных решений заговорили о снижении административной нагрузки, об уменьшении отчетности. Конечно, надо смотреть, что будет на практике. Если реально нагрузки снизятся, можно будет считать это первым шагом к большим переменам в учительской среде.

Выгоревшие 

Тенденцию к профессиональному выгоранию учителя заметили и в Институте регионального развития, где эксперты занимаются мониторингом и анализом качества образования. Ежегодно среди педагогов региона проводится опрос на тему мотивации к работе, престижа профессии.

Результаты опроса 2020 года опубликованы. Они неутешительны. Более 15 процентов педагогов планируют смену профессии в обозримом будущем (1 — 2 года), более 24 процентов рассматривают такую возможность в перспективе (3 — 5 лет).

Главными причинами желания сменить профессию называются: низкая заработная плата, высокая бюрократическая нагрузка, отсутствие возможности профессионального роста, рутинная работа.

Исправление всех перечисленных проблем и есть работа власти и всего общества по поднятию престижа профессии учителя.

Школа — это про любовь

Пока же спасает любовь. Радует то, что большинство пензенских педагогов при выборе профессии руководствовались интересом к педагогике (63 процента опрошенных) и любовью к детям (69 процентов). 29 процентов участников опроса руководствовались при выборе профессии ее творческим содержанием. 
Но совсем хорошо, если бы любовь была взаимной. Вспоминается один видеоролик, где командир экипажа самолета прямо во время полета поблагодарил своего учителя, который находился среди пассажиров. Почетному пассажиру аплодировали все в салоне, а экипаж самолета вручил букет.

Вот это высота на высоте!

Благодарность учителям, безусловно, есть, пусть не массовая. Поднять уважение к ним на должную высоту — задача и власти, и общества в целом. 
Убрали отчетность, дали вздохнуть учителю — хорошо. Поднимем зарплаты — еще лучше. Увеличим количество бюджетных мест в педагогических вузах — замечательно и обязательно.

Ну и так далее по списку. Проблемы известны, пути их решения понятны. За дело! 

Языком статистики

Что побудило вас выбрать профессию учителя?
Интерес к профессии  — 63,0%
Творческое содержание работы — 29,3%
Возможность принести пользу людям — 29,3%
Любовь к детям, желание их учить и воспитывать — 68,8%
Семейные традиции —16,0%

Как вы оцениваете престиж профессии учителя?
низкий — 39,2%
средний — 51,9%
высокий — 8,9%

Для вас профессия педагог — это:
профессиональная деятельность — 40,1%
ошибочный вариант — 1,7%
призвание — 57,9%
другое — 0,3%.


Автор: Наталья НАЗЕМНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER