Осколки «Красного гиганта»: что в Никольске происходит с некогда славной отраслью

Никольский стекольный завод в советское время был главным брендом области – о нем знали во всех уголках Советского Союза и за рубежом

Осколки «Красного гиганта»: что в Никольске происходит с некогда славной отраслью

В свое время число работающих на заводе доходило до 10 тысяч. Предприятие было градообразующим. Трудиться там считалось престижным. 

Слава «Красного гиганта»

В штате состояла команда профессиональных художников, по их эскизам создавали и простые изделия, и художественные по всем известным технологиям. Даже простые вазочки, сахарницы и рыбницы, рюмки и бокалы никольского завода были красивыми, эстетичными и украшали серванты всех жителей Советского Союза.   


Здесь выполняли заказы для оборонной промышленности.  Кроме того, в разные годы на «Красном гиганте» делали работы для Театра Советской Армии, станций Московского и Ленинградского метро, Владимирского зала Кремля, изготавливали сервиз на 100 персон для Президиума Верховного Совета СССР. 

Перечислять можно долго. А лучше зайти в уникальный музей и там увидеть шедевры из стекла и хрусталя, начиная с момента образования завода в 1764 году. 


Время разбрасывать... хрусталь

Все изменилось с распадом СССР, экономические проблемы лихих 1990-х  коснулись и завода-гиганта. Произошло сокращение штата, часть производства была приостановлена. Работникам платили зарплату готовыми изделиями. 

Но в то время завод все-таки выстоял. Его объявили банкротом в 2008 году. Предприимчивые коммерсанты раскупали его по кускам. Так большое предприятие раскололось на мелкие. И каждый предприниматель пошел своей дорогой. Производство стекла и хрусталя не исчезло, а раздробилось и... обмельчало. 

Осколки советского гиганта

IMG_4348.JPG

В настоящее время в районе работают шесть более-менее крупных предприятий, а всего так или иначе занимаются этим делом 20 предпринимателей. Трудятся в этой отрасли в общей сложности 700 человек.   

Большинство изготавливают изделия из стекла для широкого потребителя: вазы, посуду, светильники, люстры, кальянные колбы (этот вид продукции сейчас очень популярен). Продают по всей России, через маркетплейсы в том числе. Однако есть и другие.

– Мы сохранили традиции и делаем наши изделия вручную по технологиям двухсотлетней давности, – говорит представитель Бахметьевского завода Алексей Бухарин. – Работаем с эксклюзивными вещами: сувенирные наборы для первых лиц государства, представителей Русской православной церкви. Именно мы изготавливали хрустальную туфельку для современного фильма «Золушка». Нашими заказчиками  выступают крупные корпорации.
Это предприятие из ныне действующих одно из крупных, 63 сотрудника. 

Третье направление, по которому работает бизнес, – реставрация изделий из стекла и хрусталя. 

IMG_4496.JPG

Дмитрий Тимонин вместе с партнером владеет небольшим производством изделий из стекла и хрусталя, которое расположено в бывших зданиях завода «Красный гигант». Кроме того, он больше 20 лет сотрудничает с реставрационными мастерскими по всей стране. Берет заказы на восстановление изделий от одной штуки.

ИП Алексея Морозова звезд с неба не хватает, его предприятие нацелено на массовость. Изделия продают по всей России. В этой команде 40 сотрудников. 

Однако если в целом собрать всю производимую продукцию предприятий Никольского района – это меньше одного процента рыночного спроса. 

Но главное, что отрасль не погибла, она просто разделилась на мелкие производства, где каждый занимается своим направлением и неплохо зарабатывает. Но есть и проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все. 

Спасти профессию

IMG_4341.JPG

В первую очередь это кадры. На большинстве нынешних предприятий работают бывшие сотрудники «Красного гиганта». Они знают и любят свою работу. Средний возраст – старше 50 лет. 

Так, Сергей Чевычалов, мастер обработки широкой грани Бахметьевского завода, 46 лет отдал хрустальному производству. Он говорит, что это очень трудоемкий и сложный процесс, но ему нравится «создавать из хаоса конфетку». Одно сокрушает: нет учеников.

– Мы не молодеем, кто останется после нас? Душа болит: такое уникальное производство, а работать некому будет, – сокрушается мастер.

Кузницей кадров для местного стекольного производства всегда был  Никольский технологический колледж имени Оболенского. В советское время здесь одновременно учились 600 студентов. Выпускали по 100 человек.

IMG_4531.JPG

Сейчас в колледже 304 студента, но это вместе с поварами, технологами. Стекольщиков выпускают в год по 25 человек. Кажется, немало, но остаются в родном Никольске далеко не все. А трудоустраиваются единицы. 

Но надо сохранять то, что имеем, ведь в России есть еще только одно подобное учебное заведение! 

Директор Ольга Задкова это прекрасно понимает и борется за сохранение всех позиций в колледже. Не всегда удается отстоять свое. В 2018 году была исключена из образовательного стандарта профессия «мастер обработки изделий из стекла», шлифовщик в простонародье. Тогда была возможность отстоять это направление, надо было доказать чиновникам, что в этой профессии нуждаются. Но никто из потенциальных работодателей не высказался «за». 

Сейчас под угрозой профессия выдувальщика, ее также хотят исключить. На этот раз вопрос решили. Выдувальщики нужны – документы и подтверждения этого подготовили.

Деньги в песок

_DSC4438.JPG

Еще одна проблема, с которой столкнулись никольские производители, –  песок. 260 лет назад здесь был построен завод, но и тогда местный песок не подходил для производства стекла. Его привозили из других мест, в  советское время и до недавних пор – из Харьковской области. Теперь берут из ульяновских карьеров, правда, в нем много примеси железа.

– Логистика теперь лучше, но пришлось закупить дополнительное оборудование, чтобы просеивать песок, из тонны уходит 30 процентов брака. Также используем специальные магниты. Так что часть наших денег в прямом смысле уходит в песок, – поделился Алексей Бухарин. 

Есть движуха!

Сегодня отрасль живет, есть рабочие и предприятия, пусть даже в таком урезанном виде, но что будет через 10–15 лет?

– Вы знаете, Никольск имеет запатентованный символ и слоган – «Хрустальное сердце России». И оно должно биться, – высказался первый заместитель главы администрации Никольского района Евгений Россеев.

Дмитрий Тимонин, называющий себя неравнодушным предпринимателем, считает, что главное, чтобы в отрасли были молодые кадры. 

– Лично я стараюсь делать движуху в городе. Привожу людей, показываю им производство, – с азартом говорит он. 

_DSC4464.JPG

Под движухой Дмитрий подразумевает «Стекольный практикум», который проходит последние три года, собирая студентов трех крупных художественных вузов страны. Здесь молодые дарования набираются впечатлений, общаются, узнают новое. 

Такая форма работы дает свои плоды: несколько «выпускников практикума» открыли свои мастерские и работают со стеклом, правда, не в Пензе, а в Питере и Москве. 

В колледже также стараются популяризировать профессию. Уже стало доброй традицией проводить межрегиональный профессиональный фестиваль «Хрустальный парус». Он направлен на позиционирование профессий стеклоделия. 

В этом году «Парус» посетили 70 гостей из Пензы, Санкт-Петербурга, Московской области, Твери. 

Александр Фокин, заслуженный художник России, инициатор и организатор знаменитых международных симпозиумов по стеклу, делится своими тревогами. 

– Проблем множество! Предприятия, которые возникли после закрытия «Красного гиганта», размещаются в помещениях, не предназначенных для стекольных производств. Институты из-за невостребованности кадров перестали готовить технологов. Никольский колледж не имеет базы для прохождения полноценной практики, – перечисляет он. 

Ну что ж, как говорится, осознание проблем – уже 50 процентов их решения! 

Стекольщики, объединяйтесь!

_DSC4476.JPG 

Еще одной перспективой мог бы стать промышленный туризм, за что ратует Дмитрий Тимонин. Надо, чтобы люди приезжали и видели своими глазами, как создается хрусталь, может быть, сами участвовали бы в процессе, увозили сувенирную продукцию.

Однако и тут есть вопросы. На предприятиях необходим специальный человек, знающий производство, он должен быть освобожден от других дел. Кроме того, нужно оборудовать зону показа производства, а то, что имеют предприятия, не приспособлено для экскурсий. 

Никольский хрусталь помнят, его покупают, он снова входит в моду, кстати. Так, может, стоит производителям объединиться под символом «Хрустального сердца»? 

Жить одним днем и получать прибыли здесь и сейчас на долгий период экономически нецелесообразно. Уверена, что это понимают и сами предприниматели. Может, пришла пора наметить план по развитию отрасли, объединив усилия предпринимателей, общественности, административного ресурса?  

Александр ФОКИН, заслуженный художник России: 

Фокин.jpg

– Нужно, чтобы уже созданный стекольный кластер начал преодолевать трудности в отрасли. Требуются технологи, химлаборатория, которая помогала бы решать технологические проблемы. Важны конструктивные разработки небольших печей, которые давали бы возможность производствам быть более мобильными. Необходимо проводить круглые столы со стекольными предпринимателями, изучать, вникать, оказывать при надобности им поддержку и помощь.

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER