Операция «Ликвидация»: В сентябре Пенза может навсегда лишиться троллейбусов

Операция «Ликвидация»: В сентябре Пенза может навсегда лишиться троллейбусов

В сентябре 2020 в Пензе намереваются закрыть троллейбусное депо. В этом случае подвижной состав продадут на торгах, сотрудников сократят. Непопулярное решение в мэрии решили принять кулуарно: опубликовали на своем официальном сайте проект постановления главы администрации города со сроками ликвидации троллейбусных маршрутов в разделе «антикоррупционная экспертиза». Но об этом узнали журналисты. Не стали молчать и сотрудники депо. Последние, решив, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, сейчас пытаются остановить процедуру ликвидации предприятия. 

Слово кондуктору

Таисия Косова работает в троллейбусном депо около 20 лет. Пережила несколько смен собственников предприятия.

— Ни автобусы, ни маршрутки не сравнить с троллейбусами. Во-первых, это экологически чистый транспорт. Во-вторых, в салонах нет вечной давки. Для пассажиров поездка в троллейбусе гораздо комфортней, чем на любом другом виде общественного транспорта, — рассуждает кондуктор. — И даже наш президент Владимир Путин говорил, что в городах нужно сохранять троллейбусную и трамвайную сеть. А что же у нас происходит?

Таисия Ильинична и ее коллеги стучатся во все двери: расклеили по маршруту работы объявления с призывом к пензенцам не оставаться равнодушными к проблеме, писали в приемную губернатора… 

— Я не представляю, что буду делать без работы, — сокрушается женщина. — 24 июля мне исполнилось 65 лет. То есть, я теперь пенсионерка. На новое место  устроиться будет практически невозможно. Как жить на одну пенсию? Я хоть и работаю почти без выходных, но зарплата хорошая — почти 20 тысяч рублей.

Тихая ликвидация

О том, что ликвидация депо — дело практически решенное, можно понять из постановления об утверждении документа планирования регулярных перевозок Пензы на 2020-2022 годы. Согласно документу, маршруты № 2, 6, 7 предлагается отменить с 21 сентября; №1, 8, 9 — с 1 октября.

Кроме того, до 1 октября с согласия перевозчика планируется закрыть автобусные маршруты № 5к, «О. Пески – Пензарыба»; № 9 «Пенза-I – Засурье», № 71 «Пенза I – Засурье» и № 81 «Арбековская Застава – гостиница «Пенза».

Проект находится в стадии обсуждения. После него постановление будет подписано и опубликовано. На следующий день оно вступит в силу. Вот только непонятно, кто его обсуждает, где и когда.

Но и это еще не все. Параллельно в мэрии разработали и обсуждают концепцию развития транспортной системы Пензы на 2020–2024 годы. Она также предполагает исключение из транспортной сети троллейбусов. Сторонники концепции приводят такие цифры: в городе действует 59 муниципальных маршрутов, которые обслуживаются автобусами и троллейбусами. Но большинство пассажиров перевозят маршрутки — 48%. Автобусами большой вместимости пользуются 42% пассажиров, троллейбусами — 10%. Поэтому планируется изменить данное соотношение в пользу автобусов. А для этого — купить их больше сотни — современных, работающих на газомоторном топливе.  

Говорит депутат

Депутат пензенской городской думы Алексей Шуварин узнал о существовании проекта постановления о внесении изменений в городскую программу регулярных перевозок от журналистов:

— Я считаю, что такой важный вопрос, как ликвидация одного из видов общественного транспорта, должен в первую очередь обсуждаться с пензенской городской думой. Поскольку принятие бюджета у нас осуществляется депутатами, а администрация города является только исполнителем решений, то такие значимые для горожан изменения надо выносить на обсуждение депутатского корпуса. В августе должна состояться очередная сессия. Мое личное мнение: пока не будет разумного обоснования нецелесообразности развития электротранспорта, такие решения принимать нельзя.

Бюджету хорошо, горожанам плохо

Еще один аргумент чиновников мэрии в пользу ликвидации электротранспорта: троллейбусные перевозки требуют дотаций из бюджета города Пензы. Затраты на компенсацию проезда в 2019 году составили более 107 млн рублей. Кроме того, высокий износ троллейбусов и контактной сети в 2021 году потребует дополнительных субсидий из казны в размере 45 млн рублей или повышения тарифа для пассажиров.

Депутат Гордумы Павел Куликов считает, что бюджет и должен служить финансовым инструментом для сохранения социально значимых проектов и услуг.

— Нам говорят, что мол, троллейбусы не выгодны бюджету Пензы. Но позвольте, тогда и пенсионеров не выгодно содержать, и больницы, и школы. Да и самих чиновников мэрии содержать по большому счету бюджету невыгодно. Давайте всех сократим! Но бюджет и есть общественная кубышка для социально значимых трат. Чего опасаются сейчас горожане: фактически льготные категории пассажиров потеряют свои льготы при проезде, потому что муниципальные маршруты в Пензе постепенно исчезают, а льготы на частных — отсутствуют. Люди боятся, что после ликвидации троллейбусов большие автобусы, принадлежащие коммерческим структурам, недолго будут колесить по бывшим троллейбусным маршрутам. Через какое-то время, перевозчики убедят управление транспорта Пензы в том, что эти перевозки убыточны. И там будут гоняться маршрутки, — рассуждает депутат Куликов.

Фактически городская программа развития общественного транспорта сведется к тому, что вместо троллейбусов, которые снижают загазованность и уменьшают аварийность на улицах Пензы, на дорогах будут кишеть маршрутки. 

Слова, слова

Конечно, встает вопрос о будущем сотрудников троллейбусного депо. Это около 300 человек. Неужели люди в нынешней непростой экономической ситуации окажутся на улице?

На сегодня якобы есть устная договоренность, что часть водителей и кондукторов смогут перейти на работу к частным перевозчикам. Правда, никакими документами эти слова не подтверждены.

Интересно было узнать мнение руководителей города, при которых Пенза войдет в историю как областной центр, утративший самый экологичный и тихий вид общественного транспорта. К слову, троллейбусы в городе колесят уже 72 года.

Так, глава города Владимир Мутовкин на комиссии гордумы высказал мнение, что для него очевидны плюсы замены троллейбусов на автобусы. Хотя бы с точки зрения того, что автобусы можно отправить по направлениям, которые не доступны троллейбусам.

— На сегодняшний день функционируют 56 троллейбусов, которые планируется заменить на 36 автобусов. Учитывая, что в городе насчитывается 155 тыс. транспортных средств, на экологию это особо не повлияет, — сказал он.

Глава городской администрации Андрей Лузгин также не видит катастрофы.

— Начиная с 2014-го года, в Пензе почти на 40% выросло количество легкового личного транспорта. Учитывая эту тенденцию автомобилизации, мы стремимся к тому, чтобы пензенцам для регулярных поездок по городу было удобнее пользоваться общественным транспортом. В первую очередь на это нацелены мероприятия концепции, — отметил он.

Мнение губернатора

А вот глава региона Иван Белозерцев придерживается другой точки зрения. Он озвучил свою позицию по данному вопросу 29 июля 2020 года на встрече с Андреем Лузгиным.

— Я вижу, что в социальных сетях идет обсуждение этой темы, многих это волнует,  людей не устраивает такое положение вещей. Поручаю вам вместе с экономическим блоком обсудить ситуацию, просчитать ее, предложить варианты. Вопрос нужно обсудить с жителями, провести встречи, объяснить свою позицию, услышать людей, — отметил Иван Белозерцев.

Добавим, что пензенцы уже создали петицию в защиту «рогатого» транспорта. Она размещена на портале Change.org. Под петицией уже подписались около 750 жителей города. Обращение адресовано Президенту России Владимиру Путину, главе региона Ивану Белозерцеву, а также прокурору Пензенской области Наталье Канцеровой.

В комментариях пензенцы пишут, что позиция администрации города об убыточности троллейбусов не обоснована, поскольку этому виду транспорта выделили самые невыгодные маршруты. При перераспределении направлений эту проблему можно было бы решить.

Общественники называют отказ от электротранспорта общероссийской тенденцией и отмечают, что если раньше чиновники заботились об экологии и удобстве пассажиров, то сейчас — только об экономии бюджетных средств.

Проблемы с троллейбусным сообщением в Пензе возникают уже не в первый раз. В 2019 году троллейбусы еле сумели вернуться на улицы с затянувшихся новогодних каникул. А уже с 17 января прекратилось движение «рогатых» до станции Пенза-III.

С такими результатами Пенза заняла 55 место из 60 возможных в рейтинге городов России по качеству работы общественного транспорта.

Автор: Елена КУЛАКОВА, Наталья НАЗЕМНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER