Охота за историей: пензенец собрал огромную коллекцию старинных кирпичей

Последние несколько лет Дмитрий Птицин путешествует по заброшенным селам Пензенской области в поисках... кирпичей. Сейчас интересных экземпляров хватит на целый музей. Их набралось около 2 тысяч штук

Охота за историей: пензенец собрал огромную коллекцию старинных кирпичей

Казалось бы, ну что особенного в обычном кирпиче? Разве не все они одинаковые? Только цветом отличаются – белые, красные, желтые… А вот и нет! В одной лишь Пензенской области до революции было свыше полутора тысяч так называемых кирпичных сараев, т. е. заводов. И в большинстве случаев производители ставили на свои изделия клеймо – как отличительный знак качества. И теперь по этим отметкам можно изучать историю родного края, узнавать, как строили наши предки. 

Случайная удача

Наш земляк, 40-летний Дмит­рий Птицин, один из тех, кто готов отправиться в экспедицию за находками. А начиналось все с рядовой поездки за город с семьей.

– Мы с женой были в Мокшанском районе, в селе Михайловка. Мое внимание привлек заброшенный дом. Здесь, на одном из кирпичей, я увидел буквы «А.Б.В.». Стало интересно: а что они означают? – вспоминает Дмитрий. – До сих пор точно не знаю, могу лишь предположить, что это как-то связано с родом Воронцовых.

9.jpg
Интересно, что регионов, «богатых» на клейменые кирпичи, в России немного. По словам Птицина, это Ленинградская область, Ростовская область, Краснодарский край и наша Пензенская земля. Понятно, что больше всего любителя истории интересуют «родные» кирпичики. 

«Клад» в печке 

Дмитрий увлекся не на шутку. Если раньше он искал их между делом, то сейчас может отправиться в экспедицию на выходные, а то и на целую неделю – разрабатывает маршрут, составляет карты.

– Самые удачные на находки районы – Мокшанский, Лопатинский, Шемышейский, Городищенский… А еще мне везет в населенных пунктах на границе с Сердобским районом, рядом с Малой Сердобой. Итогом таких поездок становится забитый до отказа кирпичами багажник машины, – делится опытом Дмитрий.

Сейчас у него есть специальное оборудование, инструменты, ведь порой кирпич запрятан глубоко и вытащить его не так просто.

– Бывает, что их приходится добывать в основании старых печей. А их клали на совесть! Часто кирпичи сельчане брали из разобранных домов дореволюционной постройки. Среди них попадается много интересных образцов.

8.jpg
После каждой такой «охоты» Дмитрий привозит находки к себе и разбирает, не торопясь. Скрупулезно ищет информацию по ним – в книгах, Интернете, архивах. Исследователь составил каталог своей коллекции – по алфавиту. В перспективе Дмитрий хочет выпустить большую книгу, в которую войдет не только информация о клеймах и мастерах, которые их наносили, но и исторические справки о населенных пунк­тах, где были сделаны находки. 

Клеймо как паспорт 

К примеру, вы знаете, что означают буквы «А.В.А.» или «А.М.М.» на старинных кирпичах? Первый «именной» кирпичик был найден в городе Сурске Городищенского района, и заказчиком был купец первой гильдии Александр Васильевич Асеев (А.В.А. – его инициалы). Этот человек известен тем, что владел «Сурской мануфактурой». В честь него названа станция Асеевская, что на Кузнецком направлении.

А вторые инициалы, по предположению Дмитрия, принадлежат Анне Михайловне Мещеряковой. Кирпич был сделан на заводе в Пензе. Впрочем, эта версия еще требует подтверждения. 
Находка с буквами «В.М.» обнаружилась в имении Веры Дмитриевны Молочниковой в селе Сосновка Бессоновского района. Инициалы отсылают нас к ее имени и фамилии.

5.jpg
Красивые буквы «И.Ж.» свидетельствуют о том, что кирпич был изготовлен на заводе Ивана Журавлева. А найден экземпляр был на станции Кромщино Пензенского района.Три изящные «А.А.А.» – указание на Александра Александровича Арапова, который был уездным предводителем мокшанского дворянства, служил тайным советником.

Клеймо изготавливали ручным способом. «Штамповали» такие кирпичи в одной из артелей села Екатериновка Лунинского района. Клеймо «О.Н.А.» – отсыл к Ольге Николаевне Азаревич. Ее усадьба находилась в Мокшанском районе.

– Пожалуй, самые выдающиеся кирпичи делались для хозяев дореволюционного металлургического завода Пинеса и Лейкина. К сожалению, от гигантского производства осталась лишь пара кирпичей с оттиском «Л и Ко», – рассказывает коллекционер. 

Свой музей

Конечно, обо всех экземплярах в одном материале не расскажешь. Да и, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У пензенцев, такая возможность была. Богатая коллекция Дмитрия Птицина выставлялась в новом здании краеведческого музея. Он хотел, чтобы каждый интересующийся мог, так сказать, прикоснуться к истории. Правда, этот опыт оставил в душе энтузиаста неприятный осадок.

6.jpg
– Я подготовил помещение, закупил стеллажи, сделал витрины. На это у меня ушла довольно внушительная сумма. Назвал свою выставку «Музей пензенского кирпича». Думал, она останется в здании надолго, но через полгода мне велели забрать кирпичи. Выставка завершила работу, – объясняет коллекционер.

По его словам, если бы сразу был оговорен конкретный срок, он не стал бы делать таких масштабных вложений. Теперь часть кирпичей хранится на поддонах у Дмитрия дома, часть – вывезена на работу. Здесь, на заднем дворе, стоят стеллажи.

– Вот видите, этот кирпич не пережил зиму на улице, – Птицин с сожалением смотрит на крошащийся прямо в руке экспонат. – И, вероятно, таких много. Пока я нахожусь в поиске помещения под свой музей. Были договоренности, но пока все только на словах. До конкретных действий не дошло. Считаю, что такое наследие надо бережно хранить и показывать новым поколениям. А мы все разбазариваем. Складывается ощущение, что, кроме меня, в этом никто не заинтересован. Это печалит. Даже руки опускаются…

Но остановиться коллекционер не может и продолжает поездки по селам.

IMG_5044.jpg
– Все же считаю свои долгом сохранить каждый кирпичик нашей истории. Вот и отправляюсь на поиски, ведь скоро от многих старинных зданий в селах и следа не останется, – резюмирует энтузиаст. 

От хобби – к профессии

Всю жизнь Дмитрий был связан со строительной сферой. Он инженер-конструктор. Но, когда всерьез увлекся сбором клейменых кирпичей, решил, что хочет открыть свое дело. Последний год он занимается изготовлением и реставрацией метлахской плитки.

– Метлахская плитка – это керамическая неглазурованная плитка высокого обжига, – объясняет Птицин. – Она была популярна в доходных домах обоих столиц и считалась изысканной, так как при выкладывании напоминала ковер. Мне интересно попробовать себя именно в этом направлении. Заказы есть, и все они – как раз из столицы.

Но использоваться плитка будет и в Пензенской области. Меценат, восстанавливающий единственный в России храм святой Аллы, что в Старой Потловке, хочет, чтобы пол был выложен именно ею. 
По словам Дмитрия, новое дело приносит ему удовольствие. Для человека увлеченного это, пожалуй, даже важнее денег.

Надеемся, что «кирпичное» хобби нашего земляка еще порадует пензенских любителей истории и в Пензе появится необычный музей, который найдет свое постоянное место. 


Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER