Обитатели коттеджного поселка в Бессоновке бьют тревогу: их комфортная жизнь под угрозой

Местная администрация рада бы помочь, да закон не позволяет

Обитатели коттеджного поселка в Бессоновке бьют тревогу: их комфортная жизнь под угрозой

Хотелось лучшей жизни

Многодетная семья Сараевых раньше жила в Городищенском районе. Несколько лет назад они решились на переезд. Выбор пал на Бессоновку: близко от Пензы (где вскоре предстояло продолжать учебу старшим детям), рядом есть школы, садики, магазины. В то же время это сельская местность, где можно построить просторный дом для большой семьи и жить на земле. 
 
Изучив рынок недвижимости в районе, семья остановилась на коттеджном поселке Виктория. Устроило все: хорошее расположение, стоимость земли (около 150 тысяч рублей за 10 соток, в то время как средняя цена по поселку начиналась от 200 тысяч), к участкам подведены коммуникации (оставалось только оплатить врезку). 

– Мы начали строиться одними из первых, в 2018 году, а в 2020-м уже праздновали новоселье, – говорит мать семейства Татьяна. – Добротный дом, двор, свежий воздух, тихо, спокойно – думали, создали маленький семейный рай. А в этом году как из рога изобилия посыпались... неприятности.  

Не как у всех

Сейчас на улицах Славы и Саранской, которые образуют коттеджный поселок, выкуплено более 40 участков. Постоянно проживает пока около 20 семей. Остальные строятся. 

Надо пояснить: в Бессоновке в последнее время появилось несколько так называемых коттеджных поселков. Схема такая: человек приобретает большой земельный массив, делит его на участки и продает. 

По словам главы администрации Бессоновского сельсовета Сергея Твердунова, в большинстве случаев продавцы старались сразу отмежевать участки под дороги общего пользования и передать их на обслуживание муниципалитета, а объекты коммунальной инфраструктуры – на баланс поставщика того или иного ресурса. Это обычная практика. Ведь по закону именно органы местного самоуправления следят, чтобы на их территориях был порядок, люди были обеспечены водой, газом и электричеством, чтобы вовремя чистили и ремонтировали дороги.

Виктория же пошла другим путем. Основатель поселка Дмитрий Туктаров дороги и коммунальную инфраструктуру решил обслуживать сам. Для этих целей было создано ТСН (товарищество собственников недвижимости), которое возглавила супруга Дмитрия Светлана. При покупке участков люди подписывали документ о вступлении в товарищество, а потом сдавали определенные суммы на текущие расходы. 


Кто должен платить?

В январе 2022 года, сразу после новогодних каникул, в Виктории произошла авария: в артезианской скважине, которая работает на поселок, сгорел насос. Почти две недели люди жили без воды.

Татьяна Сараева и другие жители поселка с ужасом вспоминают это время. Воду для питья и готовки сначала покупали, потом стали наливать у знакомых. К ним же просились, чтобы помыться, постирать, но злоупотреблять чужим гостеприимством постоянно было неудобно. Для хозяйственных нужд жителям пришлось использовать снег. 

– Мы ведрами приносили его с улицы, потом перекладывали в кастрюли и ждали, когда растает, – рассказала жительница улицы Саранской Ирина Р. 

Подвоз воды время от времени организовывала сельская администрация, но в решении главного вопроса она помочь не могла. Дело в том, что водяная скважина – собственность Туктаровых. Несколько дней велись переговоры: кто в сложившейся ситуации должен платить за ремонт?

Туктаровы заявили, что это обязанность членов ТСН, которые пользуются водой. Жители настаивали, что раз они платят за воду по тарифу, то обязанности по ремонту несет поставщик ресурса. 

Муниципалитет же, который мог помочь с ремонтом в случае, если бы скважина находилась на балансе сельской водоснабжающей организации «Исток», вынужден был умыть руки: нельзя тратить бюджетные деньги на ремонт частной собственности. Даже подойти к насосу нельзя без разрешения Туктаровых – ведь он расположен на их огороде.

Одна из жительниц поселка – Ольга Иванова – раньше жила в Пензе и возглавляла ТСЖ (товарищество собственников жилья) в своем многоквартирном доме. 

– Когда управляешь общим имуществом, всегда надо иметь стратегический денежный фонд на случай подобных ЧП, – отмечает она.  – У Туктаровых, видимо, такого запаса нет. Наверное, им не хватило опыта.  

В итоге после долгих эмоциональных переговоров 38 домовладельцев собрали 90 тысяч рублей и купили новый насос. Иначе так и сидели бы без воды. 


Сами себе дворники

В январе жителям коттеджного поселка пришлось своими силами вести борьбу и со снегопадами. Если дорожку от крыльца до калитки можно почистить с помощью лопаты, то улицу для проезда машин вручную в порядок не приведешь – нужен трактор. А дороги тоже в частной собственности! 

Люди оказались фактически один на один со стихией: они переживали, что в случае чего к ним не смогут проехать экстренные службы, звонили и писали куда только можно. В итоге трактор, оплаченный из муниципальной казны, все-таки вышел на чужую территорию. Нельзя же было бросать людей в такой ситуации! 

А вот руководство ТСН предпочло наблюдать со стороны.

Управлять — не в игрушки играть

Управление общим имуществом (в рамках ли управляющей компании, ТСЖ, садового товарищества или гаражного кооператива) – это всегда сложно. Председатель должен быть сильным хозяйственником, уметь все четко и доступно объяснять людям, отделять личное от общественного. Светлана Туктарова к трудностям, видимо, оказалась не готова. 

К сожалению, супруги Туктаровы отказались дать комментарии относительно сложившейся ситуации.  
Между тем жители коттеджного поселка все отчетливей понимают, что им было бы лучше под крылом муниципалитета. Но одного их желания мало... 



Ольга Иванова попыталась разобраться в юридической стороне вопроса: 
– Выяснилось, что с нашим ТСН все сложно. Земли у нас по нормам предназначены для индивидуального жилищного строительства, а по форме поселок ближе к дачно-садовому товариществу. Хотя муниципального акта об определении границ ТСН не существует. Люди прописаны в Бессоновке, но в муниципалитет за помощью обратиться не могут. Если выйдем из ТСН – останемся без воды. И неизвестно, как будем пользоваться дорогой…Выходит, мы полностью зависим от воли собственника? 

Люди, покупавшие здесь землю, плохо представляли, на что подписываются. В документы, от которых зависит жизнь поселка, никто особо не вникал. 

Недавно прием граждан в редакции «ПП» проводил первый заместитель председателя правительства региона Виктор Кувайцев. Жители Виктории рассказали ему о своей ситуации.


– Я знаю, что вопрос о передаче скважины и дорог на баланс муниципалитета в январе обсуждался, – отметил он. – Но для этого надо привести в порядок документы, изменить вид разрешенного использования участков, где расположены дороги, а потом установить на них сервитут или отдать в муниципальную собственность. Также нужно оформить скважину, сделать техническую документацию. В ближайшее время будет организован выезд на место. И там с участием собственников, жителей и администрации постараемся найти решение данного вопроса.  

Если не получится — остается только обращение в суд. Но людям все же хотелось бы решить все мирно.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке