Наталья Кучишкина: Сцена — это ступеньки в жизнь

Наталья Кучишкина: Сцена — это ступеньки в жизнь

Наталья Кучишкина из Пензенской области победила в номинации «Режиссер года среди школьных театральных коллективов» фестиваля «Театральное Приволжье». Самой Натальи, режиссера детского театра-студии «Арлекин», на оглашении итогов не было. Присутствовали Ольга Тришкина, режиссер по пластике и заместитель директора ТЮЗа, и юные артисты «Арлекина», которые за показным весельем старательно скрывали волнение.

Когда было объявлено, что Кучишкина стала лучшим режиссером фестиваля, Ольга позвонила ей и радостно сообщила, что театр «Арлекин» получил практически главную награду. Ведь лучший режиссер означает, что и вся команда лучшая! 

— Это так и есть! Мы — команда, — бодро говорит Наталья Кучишкина. — Многие ребята занимаются вместе по многу лет (от пяти до восьми) и научились понимать друг друга с полуслова, а нас с Ольгой — с полувзгляда. 

Спасение — на сцене 

– Город Заречный очень приспособлен для детского творчества, — начала она разговор, когда мы встретились в редакции. — В большом городе родители вынуждены отдавать ребенка в кружок или студию, которые находятся неподалеку от их дома. А Заречный небольшой, и выбор не определяется местом жительства. Ребенок может попробовать себя и в музыкальной школе, и в танцах, а если что-то не задастся, то уйти в живопись или в театральную студию. 

Сама Наташа первоклассницей пришла в театральный коллектив к Светлане Александровне Ганиной, и все учителя в школе говорили, что Толстякова (девичья фамилия) обязательно будет актрисой. Девочка сердилась: «Ну почему же я буду актрисой? Я стану учителем!» И в старших классах действительно два года занималась на подготовительных курсах в пединститут. Но от судьбы не уйдешь! 

В начале лихих 90-х годов, когда люди в России вынуждены были выживать, она сбежала от ужасной реальности, от шоковой терапии и беспросветной нужды в молодежную театральную студию к Виктору Николаевичу Боярову.

— Там была жизнь — праздник, — вспоминает Наталья. — На сцене не заботили материальные проблемы, там не существовало долгов, риелторов и коллекторов, зато хотелось творить, создавать, дарить людям радость. И эта параллельная реальность помогла мне пройти через все тяготы 90-х. 

Виктор Бояров предложил Наталье попробовать себя на профессиональной сцене. Затем новый шаг: вместе с девятью студийцами она отправилась учиться в Москву, в университет культуры.

— Защищая диплом, — рассказывает Наталья, — мы должны были поставить спектакль, и Виктор Николаевич предложил взять «Снежную королеву» Евгения Шварца. Все делалось на базе Зареченского ТЮЗа, а педагоги из Москвы приезжали и отсматривали спектакль. Они отметили работу детей, которые играли честно, то есть не изображали, что они Герда или Кей, а жили на сцене. Вот тогда у меня впервые и возникла мысль: а не попробовать ли этим заниматься дальше?
 
С тех пор минуло уже 20 лет, а в студии «Арлекин» сменилось уже три поколения юных актеров. 

Раз ступенька, два ступенька...

— Наталья, а чем отличаются дети-актеры от взрослых? 

— Они приходят и… хотят выступать! И больше ничего не хотят. Ни работать, ни ошибаться, ни обжигаться, ни слушать критику. Для них важно надеть костюм и выйти на сцену. А мы должны дать им понять, что право выйти на сцену надо заслужить нелегким и постоянным трудом. 

В основе нашей работы лежит хорошая литература. Коллеги иногда говорят, что я беру материал, до которого студийцы еще не доросли. А мне кажется, это как раз та ступенечка, на которую дети должны взойти. Если я буду давать только понятный им материал, то в процессе работы они его перерастут. Нужен зазор, чтобы дети тянулись к чему-то.

Когда я принесла ребятам Достоевского, многим было по 14–15 лет, а это такой возраст, когда они хотят работать над чем-то современным и острым, и мне надо было помочь им понять, что современнее Достоевского ничего нет. Многим было непросто пробиться к материалу, но теперь Достоевский — один из самых любимых писателей у ребят. 

Мы даем им профессиональный толчок и образование. А потом они, конечно, вырастают и уходят. И мы начинаем все с самого начала. 

Чудеса бывают 

Каждый артист обязательно ждет чуда. В 2019 году театр Натальи дважды выступал на ландшафтных фестивалях, то есть на природе: в Пермском крае (в Губахе) и на Байкале (на острове Ольхон). Получилось на уровне мистики! 

— На ступенях заброшенного здания дома культуры в Губахе мы играли спектакль по пьесе Августа Стриндберга «Жюли. Экосез на троих». Шел противный дождь, но в тот момент, когда в действии происходит перелом, ливень прекратился и сцену осветило солнце. По Стриндбергу, героиня должна покончить жизнь самоубийством, но в нашем спектакле мы от этого отказались. Она просыпается, когда сверху ее окатывает вода, и понимает, что все происходившее ей, слава богу, приснилось. 

Но я понимаю, что когда на протяжении получаса героиню поливал дождь, то, если облить ее водой, это не прочитается и мне нужно что-то срочно придумать. Но потом решила, что все равно пусть она проходит через процесс очищения. И когда на нее вылилась вода, то из дверного проема, где и происходило это действие, вдруг выпорхнула маленькая птичка. Как душа, которая рванула к свету. Меня потом спрашивали: так было задумано или это произошло случайно? Но для нас самих это было чудо! 


История успеха

— Как появился спектакль «Проданный смех», с которым вы победили на фестивале «Театральное Приволжье»?

— Эту сказку Джеймса Крюса мне принесла десять лет назад студийка Татьяна Иванова, но тогда у нас в работе был Алексей Слаповский («Шнурок, или Любил, люблю, буду любить…»), то есть хорошая, четко прописанная драматургия, и окунаться в инсценировку не хотелось. 

Книжечка у меня так и лежала, а тем временем в студии вырос Никита Киселев, который, как мне казалось, очень походил на Тима Талера. Когда работаешь с детьми, уже видишь, кто у тебя есть. Это как мозаика! И ты не будешь менять красный камушек и делать из него зеленый квадратик, а станешь думать о том, что у тебя есть герой для постановки. 
Однажды я посмотрела на Никиту и поняла: надо пробовать! Тема, затронутая в «Проданном смехе», сейчас очень актуальна: это страшно, когда деньги становятся мерилом хорошей жизни, а все остальное обесценивается. 

Спектакль пошел очень легко. В апреле 2019 года состоялась премьера, затем мы съездили с ним в Сочи на «Пространст
во юных» и взяли Гран-при. Потому мы и предложили его на конкурс, так как у каждой труппы есть свои спектакли «на выход».

Подводим итоги года

— Наталья, чем вам запомнился Год театра?

— В детстве я зачитывалась книгой Елены Ильиной про Гулю Королеву «Четвертая высота», и благодаря этой книге сложилась моя жизненная позиция. Перед тобой каждый раз возникает какая-то жизненная ступенька, и ты должна на нее шагнуть. И неважно, сколько ты будешь на нее шагать, год или два, но ты все время должна подниматься. Вот так я и живу. 2019 год — это еще одна ступенька. А теперь надо двигаться дальше… 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER