«Я же Мишка»: гид по новому музею игрушек в Пензе
Увлеклась игрушками
Она и сама не знала, в какую историю ввязывается. Но с того дня ей стало интересно заходить в кукольные лавки, а дома, в Пензе, она начала бывать на базарчиках, где продают старые вещи, в поисках игрушек 50–80-х годов. Покупки очищала, приводила в порядок и... складывала в коробки.
Вообще-то Ира Геннадьевна занимается торговым бизнесом. Попробовала отдать в продажу несколько мишек (их скопилось больше всего), но, когда пара штук ушла, сердце так защемило...
И пришло понимание: а ведь больше таких игрушек не будет, потому что каждая – своего рода раритет.
В общем, решила не продавать. А собирать продолжала. Количество коробок все росло и росло. Пока дочь Александра не сказала:
– Мама, пора показывать их людям. Давай делать музей.
Поскольку в коллекции оказалось большое количество медведей, название возникло само собой: «Я же Мишка». Интригует частичка «же» – нетипично для названий. Она придает какую-то динамику, предполагает продолжение фразы... И это не случайно!
Кто делал выкройки?
Музей разместили в самом центре города – на улице Славы. Была такая возможность. Экспозицию делали с помощью специалиста-музейщика. Изучили историю Пензенской фабрики игрушек, которая возникла в 1959 году в результате слияния 19 артелей. Основной игрушкой тогда были медведи.
Делали их большими, из импортного меха. Набивали натуральной соломой. Стоили они дорого – 18 рублей (при средней тогда зарплате в 60 рублей). И служили не столько для игры, сколько для подарков по торжественным поводам.
Ира Геннадьевна и Александра начинают экскурсию со стенда, где расположены пензенские мишки – видов 30, а то и больше.
Рассказывают о советской традиции, когда юноша, решив сделать своей девушке предложение руки и сердца, шел в продовольственный магазин за коробкой конфет и шампанским, и тут же, на самой верхней полке, сидели мишки. Ну, как не купить по такому торжественному случаю? Это же Мишка!

– После революции в России игрушки производили в артелях, а к 60-му году на их основе по всей стране стали создаваться фабрики, – рассказывает Ира Геннадьевна. – Артель, а потом и фабрика «Художественная игрушка» в Москве делала выкройки и рассылала по предприятиям.
Интересно... Выкройки были одни и те же, а все игрушки разные. Желтые глаза у Мишки – взгляд злой, а черные пуговки – милый. Это как у людей: мы одинаково устроены, но все разные.
Портал в детство
А дальше... Как же мило видеть Деда Мороза 60-х годов из папье-маше в шапке-ушанке, а Снегурочку – в пуховом платке! Да, так было. Это потом чепчик Санта-Клауса победил. Переходя от одной витрины к другой, знакомишься с ассортиментом игрушек 60–80-х годов XX века. Для детей – интерес, радость. А для взрослых, которых, кстати, среди посетителей немало, этот музей как портал, ведущий в мир детства, где каждый может встретиться с игрушкой, которая у него была, или с той, которой не было.
Один мужчина все посмотрел и застыл возле детского мотоцикла. Стоял дольше, чем шла экскурсия, а потом говорит:
– Как хорошо, что я не видел такой в детстве... Я бы захотел его иметь, но мне бы его не купили – не было в семье таких денег.
Но главное, встреча состоялась.
Музей как магнит
Александра изначально задумывала не просто музей, а музей с атмосферой и взаимодействием с другими видами искусства – по сути, арт-пространство. Она, правда, назвала так: музей-гостиная. Здесь все можно трогать руками, здесь всех угощают чаем, здесь много атмосферных вещичек: патефон, самовар... Здесь не просто экскурсии, а театрализованные, в которых принимают участие профессиональные актеры.Что-то задумывалось заранее, а что-то преподнесла судьба. Как-то в музей пришла молодая женщина, посмотрела экспозицию, а за чаем рассказала, что три дня назад читала детскую пьесу, которую можно поставить в музее – не понадобится никаких дополнительных декораций!
На что Саша ответила:
– Давайте наметим день премьеры.
Это была режиссер ТЮЗа Марина Королькова. Она поставила со своими актерами и показывает в музее спектакль «Капитан баба Рая, вперед!» (16+). Нина Владимировна Санталова, музейщик, которая помогала с экспозицией, предложила прочитать несколько интересных лекций: о художнике, создавшем образ Дюймовочки, о первой конфетке в обертке и др.
Начались мастер-классы по рисованию на холсте, по изготовлению мягкой игрушки.
В общем, к музею притянулись люди, представляющие разные виды искусства. А все потому, что арт-пространство – это не стены. Это духовная категория, это место, где искусства дружат, где люди ценят друг в друге божью искру – талант, где можно начать долгий путь в мир культуры, или путь к себе, или...
Пространство, оно же бес-ко-неч-но...
Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Пензенцев предупредили о риске опасных болезней после купания в водоемах
Медики объяснили, чем может закончиться купание в запрещенных местах
Министр Василий Ложкин ответил, будут ли в Пензе запрещать самокаты
Также одной из тем разговора стала защита населения от мошенниковСпектакль «Штурм Зееловских высот» (2025): пензенский актер Алексей Водопьянов поделился историей деда
Кузнецкий хирург Мамыко рассказал о сложнейших операциях в своей практике
Роман Толкарёв: ведущий из Пензы стал восстребованным актером в Москве
День без зависимости: психолог Домнин рассказал, как победить пагубные привычки

Водителя из Наровчата лишили прав за отказ от медицинского теста
Сельчанин опротестовал решение суда
Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
Пензенские атлеты завоевали три медали на первенстве России
Тренируются спортсмены под руководством Дениса Башкирцева