«Я же Мишка»: гид по новому музею игрушек в Пензе
Увлеклась игрушками
Она и сама не знала, в какую историю ввязывается. Но с того дня ей стало интересно заходить в кукольные лавки, а дома, в Пензе, она начала бывать на базарчиках, где продают старые вещи, в поисках игрушек 50–80-х годов. Покупки очищала, приводила в порядок и... складывала в коробки.
Вообще-то Ира Геннадьевна занимается торговым бизнесом. Попробовала отдать в продажу несколько мишек (их скопилось больше всего), но, когда пара штук ушла, сердце так защемило...
И пришло понимание: а ведь больше таких игрушек не будет, потому что каждая – своего рода раритет.
В общем, решила не продавать. А собирать продолжала. Количество коробок все росло и росло. Пока дочь Александра не сказала:
– Мама, пора показывать их людям. Давай делать музей.
Поскольку в коллекции оказалось большое количество медведей, название возникло само собой: «Я же Мишка». Интригует частичка «же» – нетипично для названий. Она придает какую-то динамику, предполагает продолжение фразы... И это не случайно!
Кто делал выкройки?
Музей разместили в самом центре города – на улице Славы. Была такая возможность. Экспозицию делали с помощью специалиста-музейщика. Изучили историю Пензенской фабрики игрушек, которая возникла в 1959 году в результате слияния 19 артелей. Основной игрушкой тогда были медведи.
Делали их большими, из импортного меха. Набивали натуральной соломой. Стоили они дорого – 18 рублей (при средней тогда зарплате в 60 рублей). И служили не столько для игры, сколько для подарков по торжественным поводам.
Ира Геннадьевна и Александра начинают экскурсию со стенда, где расположены пензенские мишки – видов 30, а то и больше.
Рассказывают о советской традиции, когда юноша, решив сделать своей девушке предложение руки и сердца, шел в продовольственный магазин за коробкой конфет и шампанским, и тут же, на самой верхней полке, сидели мишки. Ну, как не купить по такому торжественному случаю? Это же Мишка!

– После революции в России игрушки производили в артелях, а к 60-му году на их основе по всей стране стали создаваться фабрики, – рассказывает Ира Геннадьевна. – Артель, а потом и фабрика «Художественная игрушка» в Москве делала выкройки и рассылала по предприятиям.
Интересно... Выкройки были одни и те же, а все игрушки разные. Желтые глаза у Мишки – взгляд злой, а черные пуговки – милый. Это как у людей: мы одинаково устроены, но все разные.
Портал в детство
А дальше... Как же мило видеть Деда Мороза 60-х годов из папье-маше в шапке-ушанке, а Снегурочку – в пуховом платке! Да, так было. Это потом чепчик Санта-Клауса победил. Переходя от одной витрины к другой, знакомишься с ассортиментом игрушек 60–80-х годов XX века. Для детей – интерес, радость. А для взрослых, которых, кстати, среди посетителей немало, этот музей как портал, ведущий в мир детства, где каждый может встретиться с игрушкой, которая у него была, или с той, которой не было.
Один мужчина все посмотрел и застыл возле детского мотоцикла. Стоял дольше, чем шла экскурсия, а потом говорит:
– Как хорошо, что я не видел такой в детстве... Я бы захотел его иметь, но мне бы его не купили – не было в семье таких денег.
Но главное, встреча состоялась.
Музей как магнит
Александра изначально задумывала не просто музей, а музей с атмосферой и взаимодействием с другими видами искусства – по сути, арт-пространство. Она, правда, назвала так: музей-гостиная. Здесь все можно трогать руками, здесь всех угощают чаем, здесь много атмосферных вещичек: патефон, самовар... Здесь не просто экскурсии, а театрализованные, в которых принимают участие профессиональные актеры.
Что-то задумывалось заранее, а что-то преподнесла судьба. Как-то в музей пришла молодая женщина, посмотрела экспозицию, а за чаем рассказала, что три дня назад читала детскую пьесу, которую можно поставить в музее – не понадобится никаких дополнительных декораций!
На что Саша ответила:
– Давайте наметим день премьеры.
Это была режиссер ТЮЗа Марина Королькова. Она поставила со своими актерами и показывает в музее спектакль «Капитан баба Рая, вперед!» (16+). Нина Владимировна Санталова, музейщик, которая помогала с экспозицией, предложила прочитать несколько интересных лекций: о художнике, создавшем образ Дюймовочки, о первой конфетке в обертке и др.
Начались мастер-классы по рисованию на холсте, по изготовлению мягкой игрушки.

В общем, к музею притянулись люди, представляющие разные виды искусства. А все потому, что арт-пространство – это не стены. Это духовная категория, это место, где искусства дружат, где люди ценят друг в друге божью искру – талант, где можно начать долгий путь в мир культуры, или путь к себе, или...
Пространство, оно же бес-ко-неч-но...
Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме

Ольга Клейменова приняла участие в заседании попечительского совета фонда «Защитники Отечества»
Первое в этом году заседание состоялось в Нижнем Новгороде
Театр «Кириллица» отправился на награждение победителей «Театрального Приволжья»
Студенческий театр стал бронзовым призёром фестиваля
В Пензе завершился очный этап профилактического проекта «Поколение Лайт»
Формат «Семейных выходных» позволил привлечь 569 участников
Java как профессия в 2025: перспективы карьеры и востребованность
Java часто входит в тройку наиболее востребованных языков программирования
Преимущества гипсокартона Knauf, которые нельзя игнорировать
Продукция Knauf отличается прочностью, благодаря чему конструкции из гипсокартона прослужат длительное время
Студенты из Пензы вошли в топ-10 команд ПФО по баскетболу 3х3
Суперфинал проходил в Нижнем Новгороде