«Я же Мишка»: гид по новому музею игрушек в Пензе

Есть в Пензе арт-пространство, которое всего за год выросло из частного музея

«Я же Мишка»: гид по новому музею игрушек в Пензе

Называется оно «Я же Мишка» (0+). Его создали Ира Геннадьевна Губина и Александра Антипова, мама и дочка. Начала мама. В одной из заграничных поездок, в Нюрнберге, зашла в магазин старинной игрушки и купила приглянувшегося медведя производства 1938 года. Не очень красивый. Слегка лысоватый уже. Но он так жалобно смотрел на нее глазами-пуговками, будто просил: «Купи меня».

Увлеклась игрушками 

Она и сама не знала, в какую историю ввязывается. Но с того дня ей стало интересно заходить в кукольные лавки, а дома, в Пензе, она начала бывать на базарчиках, где продают старые вещи, в поисках игрушек 50–80-х годов. Покупки очищала, приводила в порядок и... складывала в коробки.

IMG_3816.jpg
Вообще-то Ира Геннадьевна занимается торговым бизнесом. Попробовала отдать в продажу несколько мишек (их скопилось больше всего), но, когда пара штук ушла, сердце так защемило... 
И пришло понимание: а ведь больше таких игрушек не будет, потому что каждая – своего рода раритет.
 
В общем, решила не продавать. А собирать продолжала. Количество коробок все росло и росло. Пока дочь Александра не сказала:

– Мама, пора показывать их людям. Давай делать музей.

Поскольку в коллекции оказалось большое количество медведей, название возникло само собой: «Я же Мишка». Интригует частичка «же» – нетипично для названий. Она придает какую-то динамику, предполагает продолжение фразы... И это не случайно! 

Кто делал выкройки? 

Музей разместили в самом центре города – на улице Славы. Была такая возможность. Экспозицию делали с помощью специалиста-музейщика. Изучили историю Пензенской фабрики игрушек, которая возникла в 1959 году в результате слияния 19 артелей. Основной игрушкой тогда были медведи.

IMG_3820.jpg
Делали их большими, из импортного меха. Набивали натуральной соломой. Стоили они дорого – 18 рублей (при средней тогда зарплате в 60 рублей). И служили не столько для игры, сколько для подарков по торжественным поводам.

Ира Геннадьевна и Александра начинают экскурсию со стенда, где расположены пензенские мишки – видов 30, а то и больше.

Рассказывают о советской традиции, когда юноша, решив сделать своей девушке предложение руки и сердца, шел в продовольственный магазин за коробкой конфет и шампанским, и тут же, на самой верхней полке, сидели мишки. Ну, как не купить по такому торжественному случаю?  Это же Мишка!

IMG_3821.jpg
– После революции в России игрушки производили в артелях, а к 60-му году на их основе по всей стране стали создаваться фабрики, – рассказывает Ира Геннадьевна. – Артель, а потом и фабрика «Художественная игрушка» в Москве делала выкройки и рассылала по предприятиям.

Интересно... Выкройки были одни и те же, а все игрушки разные. Желтые глаза у Мишки – взгляд злой, а черные пуговки – милый.  Это как у людей: мы одинаково устроены, но все разные.

Портал в детство 

А дальше... Как же мило видеть Деда Мороза 60-х годов из папье-маше в шапке-ушанке, а Снегурочку – в пуховом платке! Да, так было. Это потом чепчик Санта-Клауса победил. Переходя от одной витрины к другой, знакомишься с ассортиментом игрушек 60–80-х годов XX века. Для детей – интерес, радость. А для взрослых, которых, кстати, среди посетителей немало, этот музей как портал, ведущий в мир детства, где каждый может встретиться с игрушкой, которая у него была, или с той, которой не было.

IMG_3808.jpg
Один мужчина все посмотрел и застыл возле детского мотоцикла. Стоял дольше, чем шла экскурсия, а потом говорит:

– Как хорошо, что я не видел такой в детстве... Я бы захотел его иметь, но мне бы его не купили – не было в семье таких денег.

Но главное, встреча состоялась.  

Музей как магнит 

Александра изначально задумывала не просто музей, а музей с атмосферой и взаимодействием с другими видами искусства – по сути, арт-пространство. Она, правда, назвала так: музей-гостиная.    Здесь все можно трогать руками, здесь всех угощают чаем, здесь много атмосферных вещичек: патефон, самовар... Здесь не просто экскурсии, а театрализованные, в которых принимают участие профессиональные актеры.

IMG_3843.JPG
Что-то задумывалось заранее, а что-то преподнесла судьба. Как-то в музей пришла молодая женщина, посмотрела экспозицию, а за чаем рассказала, что три дня назад читала детскую пьесу, которую можно поставить в музее – не понадобится никаких дополнительных декораций!

На что Саша ответила:

– Давайте наметим день премьеры.

Это была режиссер ТЮЗа Марина Королькова. Она поставила со своими актерами и показывает в музее спектакль «Капитан баба Рая, вперед!» (16+). Нина Владимировна Санталова, музейщик, которая помогала с экспозицией, предложила прочитать несколько интересных лекций: о художнике, создавшем образ Дюймовочки, о первой конфетке в обертке и др.

Начались мастер-классы по рисованию на холсте, по изготовлению мягкой игрушки.

IMG_3864.JPG
В общем, к музею притянулись люди, представляющие разные виды искусства. А все потому, что арт-пространство – это не стены. Это духовная категория, это место, где искусства дружат, где люди ценят друг в друге божью искру – талант, где можно начать долгий путь в мир культуры, или путь к себе, или...

Пространство, оно же бес-ко-неч-но...

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER