Марина Смельчакова: Снегурочка в джинсах

Марина Смельчакова: Снегурочка в джинсах

Работа как праздник 

Открывая дверь в рабочий кабинет художника по костюмам областного драмтеатра Марины Смельчаковой, сразу окунаешься в сказку. На столе лежит ворох разнообразных шляп. На вешалке — расшитый узорами костюм Деда Мороза. Рядом на манекене — белое платье принцессы с пышными рукавами. 

Среди всего этого великолепия сидит красивая женщина с длинными белокурыми волосами. Ей бы Снегурочку играть. Но она придумывает новые эскизы. 

— Мне всегда нравилось рисовать, — вспоминает Марина. — Мама рассказывала, что я могла это делать часами: «Посажу за стол, дам карандаши, бумагу — и все, тебя нет!».

На чистом белом листе рождался целый мир — каждый раз новый. И это казалось настоящей магией. 

Чем-то волшебным Марине казался и театр, куда ее, первоклассницу, в первый раз привела мама. И так получилось, что два увлечения Марины объединились и стали ее работой. 

— Сегодня для вас театр — это по-прежнему магия, каторжный труд или?..

— Это огромное удовольствие. Театр — это мой второй дом. У нас сплоченный коллектив, где все друг друга поддерживают. В такой доброжелательной обстановке хочется творить.

— С чего начинается создание костюма?

— Как правило, с чтения пьесы. Позже общаюсь с режиссером, узнаю концепцию, предлагаю что-то свое. А потом со всем этим багажом остаюсь наедине с собой, делаю наброски. 

— Какой наряд показался вам самым сложным? 

— Самые трудоемкие костюмы — новогодние: Дед Мороз, Снегурочка… На них много деталей, сложная отделка. Они должны быть по-настоящему яркими и праздничными. Но я очень люблю такую работу. Мне хочется сказки, хочется подарить детям праздник. К тому же это возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство. Пришивать всю эту тесьму, бисер, блестки долго. Но, к счастью, у нас есть замечательный пошивочный цех. Если время поджимает, и сама могу включиться в работу. Сейчас восстанавливаем детский спектакль «Снежная королева». Вот освежили костюм главной героини, который служил верой и правдой не один год. 

Из бабушкиного сундука 

— Артисты — люди капризные? Часто требуют что-то изменить в наряде?

— Такое случается. Иногда просят убрать шарфик или сделать пониже каблук. Почти всегда идем навстречу. Ведь актер прочувствовал образ, выстроил его в своей голове, и он может решить, что какая-то деталь лишняя.

— Какой костюм из придуманных вами захотелось надеть самой?

— Я воспринимаю их несколько отстраненно, не примеряя на себя. Мне нравится что-то минималистское, легкое. Точно не пышные наряды! Но один костюм мне действительно довелось надеть самой — Снегурочки. Мой ребенок тогда еще ходил в садик, и воспитатели попросили помощи на утреннике. Я вела несколько лет новогодние праздники. А сейчас Антону уже 26... 

— Случалось так, чтобы наряд не приходилось шить, а его «подкинула» сама жизнь?

— Оригинальный костюм может найтись и в бабушкином сундуке. Некоторые предметы приносили нам зрители. Их помощь была поистине неоценимой после пожара в театре, когда большинство вещей сгорело.

Собирали гардероб потихоньку. Что-то дорабатывали, перешивали. Я тоже свою одежду приносила из дома. 

Театру периодически кто-то что-то отдает — какие-то аксессуары, характерные для той или иной эпохи. Все может пригодиться, ведь у нас много самых разноплановых спектаклей. Дарили горжетки, интересные головные уборы. К примеру, в спектакле «Звездный час» мы использовали подаренные одной любительницей театра чудесные шапочки из стекляруса. Героини в них танцевали. Сделать такие — кропотливый труд. 


Королева без короны 

— Кого вы считаете иконой стиля?

— Непререкаемых авторитетов, чьи образы хотелось бы копировать, у меня нет. Нравится Мерил Стрип, которая всегда элегантна. Сама я предпочитаю в жизни стиль casual – обычная рубашка, джинсы… Вечернее платье, признаться, надеваю редко.
 
— Но фасон-то его придумали сами?

— Сапожник без сапог — эта поговорка про меня. В театре все такое яркое, разнообразное. Я насыщаюсь на работе этими образами. А самой мне хочется одеваться просто и удобно.

— А помните свое первое вечернее платье? В 1991 году вы одержали победу на конкурсе красоты.

— Это был конкурс «Мисс шанс». Прочитали с подружкой объявление в газете и решили попробовать. Красавицей себя не считала, меня привлекло то, что с участницами будет заниматься хореограф, а я люблю танцевать.
Наряжали конкурсанток всем миром. Платье мне одолжила знакомая приятельницы, украшения — подруга с тетиной работы. Ведь тогда нигде ничего нельзя было купить. Я победила, но корону мне не пришлось надеть. Ее просто не оказалось. Незадолго до конкурса сгорела мастерская, и корона вместе с ней. 

— Если выбирать, в какое время родиться, то какой бы эпохе отдали предпочтение? 

— Нынешней. И точно — городу. Мне здесь комфортно, и мне нравится сегодняшнее смешение стилей. И меня не смущает, когда девушка сочетает платье с модными кедами. А в плане работы мне интересен женский образ 1920-х годов, времен НЭПа. Стеклярус, бусы, бахрома, прямые силуэты. Такие образы было бы интересно создавать. 

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER