Любовь передается по наследству: доказано династией учителей Семеновых из Колышлейского района

Рассказываем историю этой уникальной семьи

Любовь передается по наследству: доказано династией учителей Семеновых из Колышлейского района

Ирина Семенова – педагог в третьем поколении. Говоря о профессии, которая стала семейной, она благоговейно произносит слово «учительствовать». Оно, как и любовь к делу жизни, передавалось из поколения в поколение. 

Жизнь, отданная школе

Основателями династии стали Федор Евлампиевич и Вера Ефимовна Семеновы. Окончив Саратовское педучилище, они по распределению отправились в родные места – деревню Островцы Колышлейского района. Сейчас этого местечка уже нет на карте, но в 30-е годы прошлого века там кипела жизнь. 

Супруги Семеновы получили дипломы учителей начальных классов, но молодого, энергичного Федора сразу же поставили руководить деревенской школой. Не будет преувеличением сказать, что супруги в какой-то мере задавали тон жизни в Островцах. Они воспитывали подрастающее поколение: более 30 лет открывали детям дорогу в мир знаний, учили добросовестно работать, любить свою страну. 

3.png

Слова подкрепляли  собственным примером. Когда началась Великая Отечественная война, Федор Евлампиевич не воспользовался бронью, которая предоставлялась учителям, – ушел на фронт. Испытал все тяготы войны. В Берлине стал свидетелем водружения Красного знамени над  Рейхстагом. В школу вернулся после Победы.    

Внесли вклад в борьбу с врагом и ученики Семеновых. Один из них – Николай Зиновьев – стал Героем СССР. Увы, домой он не вернулся – подорвался на танке Т-34 во время боев в Белоруссии. На малой родине, в селе Березовка, что в нескольких километрах от Островцов, Зиновьеву установлен памятник.

Учиться никогда не поздно

К Семеновым часто шли за советом. Им доверяли самые сокровенные мысли.    В то время в Островцах еще оставались люди, с трудом выводившие буквы. Старики просили написать письмо, заполнить документы, разъяснить сложные моменты. Директор школы в помощи никому не отказывал и готов был провести ликбез, напоминая, что учиться  никогда не поздно. 

А еще Федор Евлампиевич создал театральный кружок. Смотреть спектакли приходила вся деревня. Благодаря Семеновым многие впервые открыли для себя произведения Пушкина, Островского, Горького... 

Учительствование супруги Семеновы воспринимали как важную миссию. Их совокупный педагогический стаж составил 70 лет – это целая жизнь, отданная школе.

1.png

У Федора Евлампиевича и Веры Ефимовны родилось четыре дочери. Средняя пошла по пути родителей, став учителем биологии и географии. 

С 1964 года Мина Федоровна работала в средней школе станции Скрябино Колышлейского района.  В советское и постперестроечное время там учились дети сотрудников военной части поселка Лесного, Березовки, Пограничного. Любимой работе она отдала 39 лет. 

– Я часто встречаюсь с мамиными бывшими учениками. Они с таким теплом ее вспоминают, – говорит дочь Ирина Борисовна.  – Представляете, одна из ее выпускниц уже в зрелом возрасте получила профессию учителя биологии –  такую мама вложила в нее любовь к предмету.  

У самой Ирины Борисовны понимание того, кем она хочет стать, пришло уже в раннем детстве. 

– Обожала играть в школу. Рассаживала кукол на диване и начинала урок. Видела, как работают бабушка с дедушкой, мама, и тоже так хотела, – вспоминает она.   

У Ирины Семеновой педагогический стаж –  33 года. Причем трудиться в школу пришла сразу по окончании 11-го класса. Сначала была вожатой, а получив диплом, стала преподавать в начальных классах. Работала  в  школе в Скрябино, а когда ее закрыли – перешла в Березовскую. 

Печали и радости

9.jpg

Ирина Борисовна отмечает, что за три десятка лет многое поменялось. В первую очередь – дети. 

– Еще 10–15 лет назад они гораздо больше читали, – делится наблюдениями педагог. – Сейчас гаджеты, увы, берут верх над книгами. У ребят меняются приоритеты, отношение к учебе. У их родителей тоже. Многие мамы и папы считают, что если ребенок пошел в школу, то за его развитие целиком и полностью  отвечают учителя. Но роль семьи в становлении ребенка все равно важнее! Поэтому родители, особенно в первые годы учебы, должны направлять, контролировать ребят.

Наряду с завышенными требованиями к школе появилась другая крайность.  

– Все чаще на просьбы больше заниматься с ребенком, чтобы подтянуть его по какому-то предмету, мамы и папы говорят: «Да ничего страшного, главное, чтобы писать и считать научился». То есть изначально готовы к тому, что знания у ребенка будут минимальными. Мой дед, услышь он такое, расстроился бы. В его время дети тянулись к знаниям, – вздыхает Ирина Борисовна. 

Еще печалит то, что учеников в сельской местности становится все меньше. Например, в Березовке в первый класс в этом году пришел всего один ребенок. Он сидит на уроках вместе с третьеклашками, получая индивидуальные задания. 

В общей сложности в классе находится 10 ребят.  Но, сколько бы пар глаз ни смотрело на учителя, суть его работы остается прежней: направлять, помогать, передавать знания. И когда Ирина Борисовна видит, что в этих глазах зажигается огонек интереса, ее сердце радуется.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER