Любимая работа в троллейбусном депо помогла пензячке стать счастливой

Любимая работа в троллейбусном депо помогла пензячке стать счастливой

Лихая девчонка

Отец Валентины работал в колхозе комбайнером, а она у него — штурвальным. Как лето — так отец и дочка в полях. 

Был даже анекдотичный, если смотреть из дня сегодняшнего, случай. Однажды на комбайне Валентина отправилась на дальнее поле. Отец советовал держаться окраины, а Вале хотелось, чтоб все увидели, как ловко она управляется с железной махиной. И поехала по селу. А там — столб. Лихая девчонка своротила шнек («рука» комбайна, через которую зерно ссыпается в принимающую машину). Спасибо, коллеги отца быстро все исправили. 

О том, что в Пензе набираются девушки и парни для учебы на водителя троллейбуса, Валентина прочитала в газете. И было это 50 лет назад. Валентина загорелась идеей. 

— Да ты что! — перепугалась мать. — Задавишь кого-нибудь, тебя посадят. Ни в коем случае! Это ведь город, а не Чемодановка. Там столько машин! 

— Собирайся, поехали! — решил отец. 

Сегодня даже не догадаешься, что стало главным препятствием на пути девушки к мечте. Вале никак не удавалось найти съемное жилье в областном центре, хозяева которого ее к себе не только пустили бы, но и прописали. А без прописки в троллейбусное депо тогда не принимали. И вот они с отцом возвращаются на такси после очередного дня безуспешных поисков, и хозяин «шашечек» спрашивает, почему красивая барышня такая хмурая.

Узнав причину, таксист разворачивает машину практически на подъезде к Чемодановке и везет их обратно в Пензу, к своей бабушке. Вопрос с пропиской решили. 

По маршруту №3 

Полтора десятка лет Валя водила электрические машины. Ее первый троллейбус — МТБ-82, модель еще 50-х годов. Эти усачи стали символом эпохи, их можно часто увидеть в фильмах: скажем, в художественной ленте «Первый троллейбус» или, например, в телефильме «Старые песни о главном»-2. 

На смену «эмтэбэшкам» пришли ЗИУ-5, которые курсировали по пензенским улицам вплоть до начала перестройки.
 
Валентина Николаевна работала в депо № 2 (на проспекте Победы) с момента его основания в 1972 году. Она ездила по маршруту № 3: улица Максима Горького – Арбеково, через Пензу I и драмтеатр. 

Здесь же, в депо, Валентина Николаевна встретила своего будущего мужа Евгения Дохленко, он тогда тоже работал водителем троллейбуса. 

Родилась дочка. Валентина стояла первой на очереди в своем депо на получение отдельной трехкомнатной квартиры. 


Валентина принимает решение 

Считается, что конец 70-х — начало 80-х – это пора расцвета троллейбусного сообщения в Пензе. А вот у Валентины Николаевны, к сожалению, именно в это время наступила черная полоса. Маму парализовало. Отец тяжело заболел. С мужем начались размолвки. Евгений был уверен, что никуда его Валюша от него не денется — с двумя-то детьми! А она, исчерпав все возможности для уговоров измениться, вернулась к родителям, в Чемодановку. И даже то, что долгожданная квартира пропадет (и она пропала), ее не остановило. Водители троллейбусов они такие — решительные и гордые. 

— Мне в тот момент было гораздо обиднее, что придется уволиться с работы, — говорит Валентина Николаевна. — Я всегда стремилась в эту профессию, любила свой коллектив.

На работу она вернулась только через три года, и это помогло ей пережить драму — у Валентины Николаевны практически одновременно умерли отец и мама и, как факел, сгорел дом.
 

На кассе 

Вскоре опять на линиях поменяются машины, и Валентина решит работать на кассе в депо. После начнется нестабильность, хотя именно в начале 90-х на пензенских улицах существовало максимальное число маршрутов —12. 

О своих коллегах Валентина Николаевна отзывается с огромной теплотой. Вспоминает, какими дружными они были, как запросто держалось начальство, все были на «ты», знали, кто чем живет и дышит. 

Очень, например, переживали за коллегу, которую, когда она спускалась с крыши, вжал в железный бок троллейбуса лихач на автомобиле. Одну раздробленную ногу спасти удалось, вторую пришлось ампутировать. Подбирая протез в специализированном учреждении, женщина познакомилась с мужчиной, тоже инвалидом. И случилась любовь. Была свадьба, родилось двое ребятишек. Потом она тоже работала кассиром, несчастья ее не ожесточили. 

Юбилей 

А что же с личной жизнью у самой Валентины Николаевны? Она 46 лет в браке! Это не Валюша от своего Жени никуда не делась — это он, Евгений Емельянович, без нее не смог. И в Чемодановку за ней поехал, и до сих пор без нее даже обедать не начнет, сидит и ждет, когда она придет. Вот он снова заглянул в комнату. Ба! Худощавый, высокий, а какие усы! 

В конце лета у Валентины Николаевны юбилейная дата — 75 лет. Сейчас она на пенсии.
А в сентябре-октябре, возможно, будет отправлен на пенсию пензенский троллейбус, появившийся на улицах города 72 года назад — в 1948-м.

Конечно, Валентине Николаевне очень жаль, что все так сложилось. Но она надеется, что случится чудо и троллейбусы сохранят. 


Закат эпохи

Троллейбусная сеть в России — самая протяженная в мире. И в то же время, по мнению директора Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, это исчезающий вид транспорта.

Начиная с 2004 года в целом ряде российских регионов перестал работать электротранспорт. Троллейбусов не стало в Архангельске, Астрахани, Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Перми...

Как объясняют эксперты, это обусловлено дороговизной электроэнергии (во времена СССР она стоила копейки), нерентабельностью производства самих машин на заводе в Энгельсе из-за малого количества заказов, а также еще целым рядом причин. Но по большому счету там, где троллейбусы хотят сохранить, где власти выстраивают разумное транспортное сообщение, «рогатые» бегают на радость пассажирам.

Что касается заграницы, там тоже троллейбусы (но не трамваи) постепенно становятся экзотикой. И снова есть исключения из правил: Цюрих, Лозанна, Женева, Рим, Милан, Сан-Франциско, Эр-Рияд, Пекин, Шанхай и прочие города активно пользуются троллейбусным сообщением.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное