Легко ли быть фермером?

Легко ли быть фермером?

Недавно в Каменском районе прошел круглый стол, посвященный созданию успешного фермерского хозяйства. Организаторами его выступили Министерство экономики, Минсельхоз и Центр поддержки предпринимательства Пензенской области. Аграрии из разных уголков региона обсуждали меры поддержки фермеров, возникающие проблемы, варианты их решения, делились опытом.

Большой интерес вызвала история приглашенного гостя — фермера Олега Сироты из Подмосковья, основателя КФХ «Истринская сыроварня», члена Общественной палаты Московской области. В разгар экономического кризиса он переехал из города в деревню и открыл сыроварню.

Голь на выдумки хитра

Олег рассказал, как «махровый» городской житель, к тому же выучившийся на программиста, захотел стать фермером. Однажды ему довелось побывать в экспедиции в Тверской области. Самым сильным впечатлением были брошенные деревни. 

— Я понял: так не должно быть! С тех пор появилась мысль, что надо возрождать деревню, возвращаться на землю, — объяснил он.
Сирота увидел выход в фермерстве. В 2015 году в ответ на американские санкции в России ввели эмбарго на ввоз ряда импортных продуктов, в том числе сыров. Тогда Олег решил открыть сыроварню. В Истринском районе он взял в аренду 46 гектаров земли.

— Я не умел варить сыр. Год, который ушел на оформление земли, посвятил учебе, — продолжил он. — Сейчас в России появились сыроварни, где можно получить базовые навыки (например, в Костромской области), но в 2015 году таких площадок не было. Я немного знаю немецкий, поэтому поехал за опытом в Германию. Нанимался к фермерам, вникал, пробовал. Один из главных выводов, которые сделал: гигиена превыше всего. Сыровар — это человек, который два часа варит сыр, а потом шесть часов все моет и чистит.
Надо было покупать оборудование. Импортное — выше всяких похвал, но стоит оно в 5–7 раз дороже российского. Денег у Сироты было в обрез, поэтому он приобрел отечественное и усовершенствовал: нашел умельца, который по фотографии сделал аналог швейцарского пресса.

Когда фермер бывает богат?

Сирота изначально планировал уложиться в 6 млн рублей, но в итоге на запуск сыроварни ушло более 20 млн. 

— Откуда взял деньги? С миру по нитке. Например, 2 млн рублей занял у сестры, — рассказал фермер. — Она копила на новую квартиру, и я ей пообещал, что через полгода все верну. Прошло три года, а сестра так и живет в старой однушке...

3,5 млн принесла продажа собственной квартиры. Жене пришлось вместе с тремя детьми переехать к бабушке. На момент запуска удалось набрать около 15 млн рублей. Летом 2015 года мы открылись, а уже в ноябре деньги кончились. И в долг взять было уже не у кого. И тогда я решил сделать новомодную вещь — краудфандинг. Суть в том, что по Интернету у людей собираешь заказы, они переводят деньги, ты вкладываешь их в производство, а через пару месяцев отправляешь обещанный продукт.

Заказов было много. Видимо, народ соскучился по качественным сырам. Краудфандинг принес еще 6 млн рублей. Очередные проблемы начались зимой — не хватало качественного молока. Без него сыр не получится — он начинает «сдуваться», портиться. Пошли убытки. Фермер понял, что не сможет отправить обещанный продукт заказчикам, коих на тот момент было уже около 800, и честно написал им о возникших сложностях. Предложил подождать до лета, а тем, кого это не устраивало, пообещал вернуть деньги (для этого готов был продать ферму).

— А потом до утра читал ответные сообщения и плакал, — поделился переживаниями Сирота. — Люди писали: «Бог с ними, с деньгами, нам нужны наши производители», «Не вешай нос — у тебя все получится», «Только не бросай это дело»… В итоге деньги забрали всего восемь человек. В ту ночь я понял, как наш народ освоил Сибирь, поднял целину, запустил ракеты в космос, победил в самой страшной войне… И снова поверил в себя.

Спасительный йогурт

От безвыходности Олег стал осваивать новые технологии, например взялся за производство йогурта. Сыр зреет долго. А свежая молочка окупается намного быстрее.

— Сначала йогурт мы варили в обычной кастрюле, банки стерилизовали в электродуховке, потом на бытовом тепловентиляторе опытным путем выставляли температуру, при которой продукт созревал, охлаждали и вручную разливали, — описывал технологию гость. — В 2016 году наш йогурт на агропромышленной выставке выиграл золотую медаль. На вручении наград кто-то шутил, что Сирота варит этот йогурт дома в старом ведре. Этот человек даже не представлял, как был близок к истине.

Йогурт в тот сложный период помог покрыть расходы на бензин, сырье, зарплаты. А весной в Калужской области нашли фермера, который продает качественное молоко. Сыр перестал портиться, дело пошло на лад.

Умел сварить — сумей продать

Где Сирота продает сыр помимо Интернета? Хозяин магазина в соседней деревне разрешил торговать на своей территории. Чуть позже появился магазин при сыроварне, стали возить товар на фермерские рынки. Через год открыли такое направление, как агротуризм: сыровар в соцсетях постоянно нахваливал сыры, приглашал в гости. И люди стали ездить на экскурсии, попутно принося хорошую выручку.

В целом на раскрутку фермы ушло три года. Сейчас производят 15–20 тонн сыра в месяц. Ферма работает стабильно, но о больших доходах речи пока не идет. Сирота пошутил, что, если в этом году хорошо поработает, в следующем сможет взять в долг больше денег.

После столь содержательного рассказа к гостю стали подходить пензенские фермеры. Одни говорили, что будут учиться на чужих ошибках, другие рассказывали о схожих проблемах, третьи предлагали молоко для сыроварни. Но сделки не вышло — слишком далеко и дорого возить сырье.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное