Куда ведут пензенские музейные маршруты

Закрытые границы заставляют туристических операторов предлагать новые продукты, основанные на российских возможностях

Куда ведут пензенские музейные маршруты

Недавно перспективы развития российского туризма обсуждали в Пензенской области. Первые серьезные вызовы туристическая сфера страны получила два с половиной года назад, когда началась пандемия COVID-19. Новая порция запретов появилась весной этого года, когда наша страна попала под экономические санкции Запада.

Знать, что хочет турист

В таких условиях работать придется по новым правилам не только туроператорам, но и туристическим объектам.

Если говорить о последних, то в нашей области первым на потребности времени откликнулся музей-заповедник «Тарханы» — самый посещаемый туристический объект. 

В июле 2022 года его руководство подписало соглашение о сотрудничестве с Российским союзом предприятий туриндустрии. Предполагается работа более чем по десяти направлениям на основании утвержденной дорожной карты.

— Мы хотим понять, что можно усовершенствовать в своей работе, — пояснила заместитель директора музея-заповедника Юлия Печникова, — хотим более глубоко отслеживать, чего в новых условиях хотят туристы и туроператоры. Плюс стоит задача сделать посещаемость музея более равномерной. В год к нам приезжает более 280 тысяч туристов, и основной наплыв приходится на периоды с апреля по июнь и с сентября по ноябрь. Нам хочется, чтобы поток посетителей стал более равномерным.  

Прямые контакты с туристическими агентствами страны помогут нам в этом. 

Даже всплакнули 

Встреча сотрудников «Тархан» с представителями турбизнеса состоялась в середине сентября. Гости — более 40 туроператоров из Москвы, Саратова, Саранска, Нижнего Новгорода, Твери, — провели в музее два дня и смогли своими глазами увидеть и оценить его потенциал. 

— Я работаю в сфере туризма 20 лет, — рассказала Елена Кожемякина, гость из Москвы, — но активно ездить по России начала в последние два года. И в каждой поездке открываю для себя что-то новое. В «Тарханах» побывала впервые и очарована магией этого прекрасного места, восхищена работой экскурсоводов: это люди, которые, знают и любят свое дело. Несколько раз во время рассказа о маленьком Мише Лермонтове у нас с коллегами выступали на глазах слезы. Первое, что сделаю, вернувшись домой, перечитаю произведения поэта, его биографию. 

Гости отметили, что «Тарханы» предлагают очень широкий перечень мероприятий, мастер-классов, интерактивных действий, направленных на популяризацию жизни и творчества Лермонтова. Великолепно представлена усадебная культура начала XIX века. 

Впечатляет инфраструктура: есть музейно-просветительский центр с актовым залом, галерея, гостиницы, столовые, имеется большая автостоянка и даже дизельные станции для бесперебойного обеспечения энергией. 

Конечно, специалисты подсказывали, над чем стоит поработать: расширить, насытить информацией некоторые разделы сайта, увеличить количество гостиничных мест (сейчас их около 80), проработать возможность доставки туристов транспортными силами музея и т. п. 

Но, несмотря на некоторые нюансы, все гости были очарованы «Тарханами». И это важно, потому что практика показывает: лучше всего продает туры человек, который по-настоящему восхищен и впечатлен тем объектом, куда отправляет своих туристов. 

Вдохновлять друг друга 

Александр Гагарин, руководитель комитета по культурно-познавательному туризму Российского союза предприятий туриндустрии, отметил, что сфера сейчас стоит на пороге новых форматов работы и поэтому так важны прямые контакты музеев и туроператоров. 

Он выразил благодарность директору «Тархан» Тамаре Мельниковой, так как она в числе первых отозвалась на предложение сотрудничать, отбросив консервативные устои, присущие федеральным музеям. 



Александр Вячеславович пояснил, как может строиться работа с российскими музеями.   

— У представителей турбизнеса часто есть свои программы, в которые они хотят включить тот или иной музей, например парковая архитектура XIX века. И это подталкивает музеи к разработке новых направлений, а турфирма в этом помогает, становясь своего рода методическим отделом.  
Направления работы могут быть различными. Одни турагентства специализируются на школьных экскурсиях, другие возят пенсионеров, третьи организуют паломнические поездки. И ко всем группам требуется особый подход. 

Многие туристические компании сейчас осваивают инклюзивный туризм. Например, в Москве есть компания, которая разрабатывает туры для инвалидов по зрению. В этом случае при посещении музея надо понять, на каких ощущениях можно сыграть, какие экспонаты дать потрогать? Согласен, что для музея создание новой программы сопряжено с определенными неудобствами, но сейчас просто необходимо учиться, меняться и подстраиваться под требования времени.

Лермонтовский маршрут

Во время встречи в «Тарханах» уже были озвучены предложения, проработкой которых музей совместно с Союзом туриндустрии займется в ближайшее время.
Одной из инициатив стал «Лермонтовский маршрут России», куда вошли бы точки на карте, связанные с жизнью Михаила Юрьевича: Москва, где он родился; подмосковное Середниково, где часто гостил у родственников; Санкт-Петербург, где стал военным; Кавказ, где служил и погиб, и, конечно, Тарханы – колыбель великого поэта, его «место силы».

Наталья Туманова из Нижнего Новгорода высказала свои пожелания по поводу комбинированного тура. 

— Если я отправлю туристов в «Тарханы», они обязательно захотят увидеть также Пензу и Пензенскую область. Поэтому хотелось бы спланировать экскурсию на несколько дней, чтобы почувствовать специфику региона, — отметила она. 

В этом вопросе вызвалось помочь Министерство культуры и туризма Пензенской области. 

— В нашем регионе сейчас много внимания уделяется развитию туризма, — сказал заместитель министра культуры региона Ильдар Мавлюдов. — Мы сейчас работаем над логистикой поездок, следим, чтобы везде была возможность накормить туристов, чтобы было обеспечено транспортное сообщение – не только автобусами, но и современными пригородными электричками. 

Мавлюдов пригласил гостей посетить Пензу в октябре и принять участие в рекламном туре, в который помимо «Тархан» войдут туристические объекты Пензы, Наровчата, кленоварня в Бековском районе, парк скульптур «Легенда» в Мокшанском и др. 

Итогом встречи в «Тарханах» стали новые контакты, общий чат для оперативного обмена информацией и решения срочных вопросов; в планах — совместная разработка экскурсионных программ, создание общей базы фото- и видеоконтента. 

Справка «ПП»

Соглашение о сотрудничестве между вице-президентом Российского союза предприятий туристической индустрии Ольгой Санаевой и директором Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамарой Мельниковой подписано в рамках реализации Всероссийского проекта «Музейные маршруты России». Его ключевыми задачами являются продвижение туристического потенциала музеев, содействие в привлечении турбизнеса к культурно-просветительским проектам и стимулирование интереса к посещению.


Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке