Куда ведут пензенские музейные маршруты
Знать, что хочет турист
В таких условиях работать придется по новым правилам не только туроператорам, но и туристическим объектам.Если говорить о последних, то в нашей области первым на потребности времени откликнулся музей-заповедник «Тарханы» — самый посещаемый туристический объект.
В июле 2022 года его руководство подписало соглашение о сотрудничестве с Российским союзом предприятий туриндустрии. Предполагается работа более чем по десяти направлениям на основании утвержденной дорожной карты.
— Мы хотим понять, что можно усовершенствовать в своей работе, — пояснила заместитель директора музея-заповедника Юлия Печникова, — хотим более глубоко отслеживать, чего в новых условиях хотят туристы и туроператоры. Плюс стоит задача сделать посещаемость музея более равномерной. В год к нам приезжает более 280 тысяч туристов, и основной наплыв приходится на периоды с апреля по июнь и с сентября по ноябрь. Нам хочется, чтобы поток посетителей стал более равномерным.
Прямые контакты с туристическими агентствами страны помогут нам в этом.
Даже всплакнули
Встреча сотрудников «Тархан» с представителями турбизнеса состоялась в середине сентября. Гости — более 40 туроператоров из Москвы, Саратова, Саранска, Нижнего Новгорода, Твери, — провели в музее два дня и смогли своими глазами увидеть и оценить его потенциал.— Я работаю в сфере туризма 20 лет, — рассказала Елена Кожемякина, гость из Москвы, — но активно ездить по России начала в последние два года. И в каждой поездке открываю для себя что-то новое. В «Тарханах» побывала впервые и очарована магией этого прекрасного места, восхищена работой экскурсоводов: это люди, которые, знают и любят свое дело. Несколько раз во время рассказа о маленьком Мише Лермонтове у нас с коллегами выступали на глазах слезы. Первое, что сделаю, вернувшись домой, перечитаю произведения поэта, его биографию.
Гости отметили, что «Тарханы» предлагают очень широкий перечень мероприятий, мастер-классов, интерактивных действий, направленных на популяризацию жизни и творчества Лермонтова. Великолепно представлена усадебная культура начала XIX века.
Впечатляет инфраструктура: есть музейно-просветительский центр с актовым залом, галерея, гостиницы, столовые, имеется большая автостоянка и даже дизельные станции для бесперебойного обеспечения энергией.
Конечно, специалисты подсказывали, над чем стоит поработать: расширить, насытить информацией некоторые разделы сайта, увеличить количество гостиничных мест (сейчас их около 80), проработать возможность доставки туристов транспортными силами музея и т. п.
Но, несмотря на некоторые нюансы, все гости были очарованы «Тарханами». И это важно, потому что практика показывает: лучше всего продает туры человек, который по-настоящему восхищен и впечатлен тем объектом, куда отправляет своих туристов.
Вдохновлять друг друга
Александр Гагарин, руководитель комитета по культурно-познавательному туризму Российского союза предприятий туриндустрии, отметил, что сфера сейчас стоит на пороге новых форматов работы и поэтому так важны прямые контакты музеев и туроператоров.Он выразил благодарность директору «Тархан» Тамаре Мельниковой, так как она в числе первых отозвалась на предложение сотрудничать, отбросив консервативные устои, присущие федеральным музеям.

Александр Вячеславович пояснил, как может строиться работа с российскими музеями.
— У представителей турбизнеса часто есть свои программы, в которые они хотят включить тот или иной музей, например парковая архитектура XIX века. И это подталкивает музеи к разработке новых направлений, а турфирма в этом помогает, становясь своего рода методическим отделом.
Направления работы могут быть различными. Одни турагентства специализируются на школьных экскурсиях, другие возят пенсионеров, третьи организуют паломнические поездки. И ко всем группам требуется особый подход.
Многие туристические компании сейчас осваивают инклюзивный туризм. Например, в Москве есть компания, которая разрабатывает туры для инвалидов по зрению. В этом случае при посещении музея надо понять, на каких ощущениях можно сыграть, какие экспонаты дать потрогать? Согласен, что для музея создание новой программы сопряжено с определенными неудобствами, но сейчас просто необходимо учиться, меняться и подстраиваться под требования времени.
Лермонтовский маршрут
Во время встречи в «Тарханах» уже были озвучены предложения, проработкой которых музей совместно с Союзом туриндустрии займется в ближайшее время.Одной из инициатив стал «Лермонтовский маршрут России», куда вошли бы точки на карте, связанные с жизнью Михаила Юрьевича: Москва, где он родился; подмосковное Середниково, где часто гостил у родственников; Санкт-Петербург, где стал военным; Кавказ, где служил и погиб, и, конечно, Тарханы – колыбель великого поэта, его «место силы».
Наталья Туманова из Нижнего Новгорода высказала свои пожелания по поводу комбинированного тура.
— Если я отправлю туристов в «Тарханы», они обязательно захотят увидеть также Пензу и Пензенскую область. Поэтому хотелось бы спланировать экскурсию на несколько дней, чтобы почувствовать специфику региона, — отметила она.
В этом вопросе вызвалось помочь Министерство культуры и туризма Пензенской области.
— В нашем регионе сейчас много внимания уделяется развитию туризма, — сказал заместитель министра культуры региона Ильдар Мавлюдов. — Мы сейчас работаем над логистикой поездок, следим, чтобы везде была возможность накормить туристов, чтобы было обеспечено транспортное сообщение – не только автобусами, но и современными пригородными электричками.
Мавлюдов пригласил гостей посетить Пензу в октябре и принять участие в рекламном туре, в который помимо «Тархан» войдут туристические объекты Пензы, Наровчата, кленоварня в Бековском районе, парк скульптур «Легенда» в Мокшанском и др.
Итогом встречи в «Тарханах» стали новые контакты, общий чат для оперативного обмена информацией и решения срочных вопросов; в планах — совместная разработка экскурсионных программ, создание общей базы фото- и видеоконтента.
Справка «ПП»
Соглашение о сотрудничестве между вице-президентом Российского союза предприятий туристической индустрии Ольгой Санаевой и директором Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамарой Мельниковой подписано в рамках реализации Всероссийского проекта «Музейные маршруты России». Его ключевыми задачами являются продвижение туристического потенциала музеев, содействие в привлечении турбизнеса к культурно-просветительским проектам и стимулирование интереса к посещению.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Пензенские медики рассказали, как сохранить здоровье в школе
В школьные годы дети зачастую «зарабатывают» себе опасные и даже хронические болезни
Какие достопримечательности и события влекут туристов в Пензенскую область
Рассказывает замминистра культуры и туризма региона Ильдар Мавлюдов
В Пензе зажгут «Огонь жизни 2025»
Региональный этап Всероссийской акции пройдет 4 сентября на улице Московской
Вадим Супиков: Участие работодателей в организации обучения и практики повысит квалификацию выпускников колледжей
Спикер регионального парламента обратил внимание на важные поправки, принятые Госдумой РФ в июле 2025-го
Александр Ведяхин: Наша цель — достичь 100 млрд долларов товарооборота между Россией и Индией
На ВЭФ-2025 первый заместитель Председателя Правления Сбербанка провёл бизнес-ланч «Россия — Индия: экономика будущего»
Сбер разработал ИИ-решение для оптимизации лекарственного обеспечения для онкоцентров
Инновационное решение на основе искусственного интеллекта на 42% точнее прогнозирует работу медучрежденийРоссийские разработки в области ИИ обладают значительным экспортным потенциалом для рынков стран БРИКС
Топ-5 зомби-фраз, которые используют люди под влиянием мошенников
Аграрии Пензенской области получили господдержку на 1,3 млрд рублей
Сбер открыл набор на вторую волну отдельного трека Sber500 с GigaChat