Александр Понякин рассказал, кто должен заботиться о пензенских исторических памятниках

Министр по охране памятников истории и культуры ответил на вопросы читателей «Пензенской правды»

Александр Понякин рассказал, кто должен заботиться о пензенских исторических памятниках

В Пензе и области много исторических памятников. Кто должен о них заботиться? На вопросы наших читателей в Общественной приемной отвечал министр по охране памятников истории и культуры Александр Понякин.

Деревянное зодчество в опасности

– Есть ли возможность восстановления после пожара памятника архитектурного наследия на улице Гладкова? – спросил Сергей Козлов из Пензы. 

– Дом сильно пострадал, но шанс на восстановление есть. Для начала будут демонтированы оставшиеся элементы деревянной резьбы. Их нужно сохранить в первую очередь. О том, когда начнутся восстановительные работы,  говорить рано. Оказалось, что дом имеет семь собственников, и сейчас решаются имущественные вопросы. 

Хочу добавить, что сегодня в области 36 памятников деревянного зодчества.

– Когда приведут в порядок знаменитые терема в санатории Володарского? – поинтересовалась Валентина Саморукова из Пензы.   
  
– Несмотря на то что они являются памятниками архитектуры, их владельцем является здравница. Она и обязана следить за их состоянием.  

На мой взгляд, самым малозатратным путем к их сохранению является хороший ремонт кровли, а также придание теремам эстетически привлекательного вида. Другими словами, они должны стать экспонатами на открытом воздухе, без доступа внутрь. 

Не все золото… 

– Дому, где живут мои родители, более века. Является ли он памятником исторического наследия? – спросил Виктор Березняков из Сердобска. 

– Для получения такого статуса должна быть проведена соответствующая экспертиза. В первую очередь учитываются наличие интересных архитектурных решений, местоположение объекта и его историческая значимость. Если здание удовлетворяет этим и другим требованиям, то оно получает соответствующий статус. 

Замечу, что возраст зданий при этом не имеет важного значения. В области немало домов, которым 100 и более лет, но они не являются памятниками исторического наследия. 

– Почему, признавая объект историческим памятником, государство не следит за его состоянием? – вопрос из Никольска. 

– По закону лишь собственник здания несет ответственность за его состояние. Например, недавно был завершен капитальный ремонт памятника архитектурного наследия в городе Белинском – Дома купца Антюшина. Это здание в региональной собственности, и поэтому из бюджета (с привлечением федеральных средств) выделены деньги на его восстановление. Подобных примеров, кстати, очень много.

Однако замечу, что в особых случаях допускается выделение бюджетных средств на проведение части ремонтных работ исторических памятников, не стоящих на балансе региона. Хорошим примером может служить восстановление Спасского собора в Пензе, который по факту принадлежит церкви. 
Новые хозяева

– Еще несколько лет назад наблюдался определенный интерес бизнеса к владению памятниками исторического наследия. Сохраняется ли эта тенденция? – решил узнать Игорь Вдонин из Наровчата. 

– К сожалению, нет. Найти инвестора сейчас практически невозможно. Одна из причин – громоздкая процедура подготовки разрешительных документов. Ко всему прочему, это весьма затратная часть всего проекта реконструкции, которая многих и отпугивает. 

Впрочем, есть и хорошая новость. Недавно в Москве с участием депутатов Госдумы, архитекторов и ученых обсуждался этот вопрос. Пришли к единодушному выводу, что ворох бумаг здесь ни к чему. Особенно если дело касается реконструкции архитектурных памятников регио­нального или местного значения. Если поправки внесут в закон, то уверен: интерес к этому делу снова возрастет.

– Какова судьба бывшего кинотеатра «Родина»? – спросила Евгения Стрючкова из Пензы.

– Здание на праве аренды принадлежит частному лицу. Готов проект по созданию в нем делового центра.   

В духе времени

– Почему обычно интерьеры старинных зданий не восстанавливают так, как их задумывал архитектор? – спросил Роман Кузьмичев из Кузнецка. 

– В первую очередь любой объект, и архитектурные памятники в том числе,  должен соответствовать техническим нормативам и СНиПам. Это, кстати, всегда является камнем преткновения между обществом и реставраторами. Приведу пример.

При восстановлении здания на улице Кирова, 57, возникли горячие споры по поводу старинной лепнины. Краеведы уверяли, что ее нужно обязательно сохранить, лишь подновив краской. А между тем такой «ремонт», возможно, обошелся бы дорого: ведь через год-другой лепнина могла отвалиться и нанести людям вред. В общем, решено было полностью заменить этот элемент архитектуры с обязательным соблюдением аутентичности. 

Такой подход касается и интерьеров. Зачем, например, оставлять в доме всего несколько больших комнат, наличие которых было обусловлено необходимостью 300-летней давности, а сейчас совершенно бессмысленно. 

В общем, при реконструкции важно сохранять концептуальные решения архитекторов, учитывая баланс между прошлым и настоящим.

– Почему в Пензе не проводятся раскопки подземных сооружений? – спросил Анатолий Викулов из областного центра. 

– Эти объекты нужно выделять в отдельный пласт археологии. Особенно это касается подземных ходов, которых, по уверениям краеведов, в Пензе немало. По сути, подобные строения – это приграничные памятники старины, находящиеся между археологией и градостроительством. Конечно, они требуют защиты, но сначала их нужно четко систематизировать. А этой работой у нас занимаются пока только энтузиасты.   

А вот сохранности наровчатских пещер или виргинских каменоломен необходимо уделять куда больше внимания, чем сейчас. Правда, для этого объекты нужно передать в областную собственность и тогда уже строить работу по приведению их в порядок. Тем более что в них – большой туристический потенциал. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER