Александр Понякин рассказал, кто должен заботиться о пензенских исторических памятниках
Деревянное зодчество в опасности
– Есть ли возможность восстановления после пожара памятника архитектурного наследия на улице Гладкова? – спросил Сергей Козлов из Пензы.– Дом сильно пострадал, но шанс на восстановление есть. Для начала будут демонтированы оставшиеся элементы деревянной резьбы. Их нужно сохранить в первую очередь. О том, когда начнутся восстановительные работы, говорить рано. Оказалось, что дом имеет семь собственников, и сейчас решаются имущественные вопросы.
Хочу добавить, что сегодня в области 36 памятников деревянного зодчества.
– Когда приведут в порядок знаменитые терема в санатории Володарского? – поинтересовалась Валентина Саморукова из Пензы.
– Несмотря на то что они являются памятниками архитектуры, их владельцем является здравница. Она и обязана следить за их состоянием.
На мой взгляд, самым малозатратным путем к их сохранению является хороший ремонт кровли, а также придание теремам эстетически привлекательного вида. Другими словами, они должны стать экспонатами на открытом воздухе, без доступа внутрь.
Не все золото…
– Дому, где живут мои родители, более века. Является ли он памятником исторического наследия? – спросил Виктор Березняков из Сердобска.– Для получения такого статуса должна быть проведена соответствующая экспертиза. В первую очередь учитываются наличие интересных архитектурных решений, местоположение объекта и его историческая значимость. Если здание удовлетворяет этим и другим требованиям, то оно получает соответствующий статус.
Замечу, что возраст зданий при этом не имеет важного значения. В области немало домов, которым 100 и более лет, но они не являются памятниками исторического наследия.
– Почему, признавая объект историческим памятником, государство не следит за его состоянием? – вопрос из Никольска.
– По закону лишь собственник здания несет ответственность за его состояние. Например, недавно был завершен капитальный ремонт памятника архитектурного наследия в городе Белинском – Дома купца Антюшина. Это здание в региональной собственности, и поэтому из бюджета (с привлечением федеральных средств) выделены деньги на его восстановление. Подобных примеров, кстати, очень много.
Однако замечу, что в особых случаях допускается выделение бюджетных средств на проведение части ремонтных работ исторических памятников, не стоящих на балансе региона. Хорошим примером может служить восстановление Спасского собора в Пензе, который по факту принадлежит церкви.
Новые хозяева
– Еще несколько лет назад наблюдался определенный интерес бизнеса к владению памятниками исторического наследия. Сохраняется ли эта тенденция? – решил узнать Игорь Вдонин из Наровчата.
– К сожалению, нет. Найти инвестора сейчас практически невозможно. Одна из причин – громоздкая процедура подготовки разрешительных документов. Ко всему прочему, это весьма затратная часть всего проекта реконструкции, которая многих и отпугивает.
Впрочем, есть и хорошая новость. Недавно в Москве с участием депутатов Госдумы, архитекторов и ученых обсуждался этот вопрос. Пришли к единодушному выводу, что ворох бумаг здесь ни к чему. Особенно если дело касается реконструкции архитектурных памятников регионального или местного значения. Если поправки внесут в закон, то уверен: интерес к этому делу снова возрастет.
– Какова судьба бывшего кинотеатра «Родина»? – спросила Евгения Стрючкова из Пензы.
– Здание на праве аренды принадлежит частному лицу. Готов проект по созданию в нем делового центра.
В духе времени
– Почему обычно интерьеры старинных зданий не восстанавливают так, как их задумывал архитектор? – спросил Роман Кузьмичев из Кузнецка.– В первую очередь любой объект, и архитектурные памятники в том числе, должен соответствовать техническим нормативам и СНиПам. Это, кстати, всегда является камнем преткновения между обществом и реставраторами. Приведу пример.
При восстановлении здания на улице Кирова, 57, возникли горячие споры по поводу старинной лепнины. Краеведы уверяли, что ее нужно обязательно сохранить, лишь подновив краской. А между тем такой «ремонт», возможно, обошелся бы дорого: ведь через год-другой лепнина могла отвалиться и нанести людям вред. В общем, решено было полностью заменить этот элемент архитектуры с обязательным соблюдением аутентичности.
Такой подход касается и интерьеров. Зачем, например, оставлять в доме всего несколько больших комнат, наличие которых было обусловлено необходимостью 300-летней давности, а сейчас совершенно бессмысленно.
В общем, при реконструкции важно сохранять концептуальные решения архитекторов, учитывая баланс между прошлым и настоящим.
– Почему в Пензе не проводятся раскопки подземных сооружений? – спросил Анатолий Викулов из областного центра.
– Эти объекты нужно выделять в отдельный пласт археологии. Особенно это касается подземных ходов, которых, по уверениям краеведов, в Пензе немало. По сути, подобные строения – это приграничные памятники старины, находящиеся между археологией и градостроительством. Конечно, они требуют защиты, но сначала их нужно четко систематизировать. А этой работой у нас занимаются пока только энтузиасты.
А вот сохранности наровчатских пещер или виргинских каменоломен необходимо уделять куда больше внимания, чем сейчас. Правда, для этого объекты нужно передать в областную собственность и тогда уже строить работу по приведению их в порядок. Тем более что в них – большой туристический потенциал.
Автор: Анатолий ВОЛОДИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеПензенский хирург Сергей Гудожников рассказал о чудесном спасении на боле боя
Молитвы были услышаныНеприятный запах чуть не стал причиной убийства в Бековском районе
Пострадавший – инвалид-колясочникДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
В Спасске в детскую школу искусств завезли новое оборудование
Это стало возможно благодаря нацпроектуБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираГлавный тренер «Дизеля» раскритиковал свою команду после поражения 7:1
По его словам, игроки пренебрегли командными интересами