Пензенский криминалист Максим Смирнов: Совершить идеальное убийство невозможно

Принято считать, что от криминалистов ничего не утаить. Так ли это на самом деле? 

Пензенский криминалист Максим Смирнов: Совершить идеальное убийство невозможно

Детективные сериалы изобилуют сценами, когда по волоску или ниточке из одежды следователи узнают о преступнике буквально все. У специалистов такие сюжеты вызывают снисходительную улыбку. Впрочем, у них есть свои секреты. Мы выехали вместе с профессионалами на место преступления.

Идем по следам 

Дорога петляет меж осин и березок. Наш путь лежит в одно из отдаленных сел области. Здесь произошла пьяная ссора, в результате которой собутыльник изрядно покалечил приятеля. Одним словом, на месте происшествия есть работа для криминалистов.  

– Наша задача – обнаружение и изъятие вещественных доказательств, – говорит руководитель отдела криминалистики областного следственного управления Следственного комитета РФ Максим Смирнов, извлекая из машины несколько увесистых чемоданчиков. 

В них – все, что нужно криминалистам для работы. Впрочем, не будем забегать вперед. 

В небольшой деревенской избе мало что изменилось со дня пьяного кутежа. Разве что вымыт пол и убраны остатки былого «пиршества». Однако многое сохранилось в прежнем виде. Вот на спинке стула – следы от удара ножом, а вот улики посерьезней – в бревне зияет пулевой след.  

И скафандр не поможет

Криминалисты редко посвящают в свою работу посторонних. Сегодняшний выезд для них обыденность. Слишком много их было…

В памяти остаются лишь громкие дела и преступления против детей. 

– Когда сталкиваешься с убийством ребенка, очень сложно сохранять хладнокровие, – вздыхает Максим Вячеславович. – Но ты все равно должен методично делать свою работу.    

Каждую улику спецы аккуратно помещают в пакеты. Наблюдать за ними очень интересно. Они, словно художники, на белом холсте неведения штрихами рисуют картину происшедшего. 

– Вещественные доказательства могут быть самыми разными: от выпавшей реснички до окурка, следов обуви, – продолжает Максим Вячеславович.

По его словам, совершить идеальное убийство невозможно в принципе. Даже если на дело преступник придет в… космическом скафандре. 

– Во-первых, такое облачение само по себе очень приметно, – улыбается он. – А во-вторых, в современном мире обязательно будет зафиксирован цифровой след преступника: разговоры по сотовому телефону, информация с видео­камер и так далее. 

Увидеть невидимое

Пока следователи и криминалисты занимаются делом, внимательно разглядываю содержимое чемоданчиков. Чего там только нет: реактивы, кисти, разноцветные очки, пинцеты, лупы, странные приборы и механизмы.

В отдельном кейсе – источник криминалистического света. С виду чем-то напоминает пылесос. А на самом деле это прибор, способный найти на поверхности микроскопические частицы. 

Приставишь такой к полу – и как на ладони видны отпечатки подошв, различные пятна, микроскопический мусор. 

Другой аппарат незаменим в поиске следов крови. Максим Вячеславович демонстрирует его действие. Подносит к обычной стене – и на ней вдруг становится заметным пятно с потеками. 

– Никакая чистка не поможет, – уверяет он. – Следы биологической жидкости можно найти практически всегда. Главное – знать, как и где искать. 
Специальные средства помогают даже… сохранять запахи!

Максим Смирнов-2.jpg

Зачем?

– Это важная улика в работе с подозреваемыми, – объясняет мой собеседник. – Благодаря одорологической экспертизе раскрыто немало преступлений. 

Следственный спецназ

По своей природе работа следователя-криминалиста очень азартна и чем-то сродни… футболу. Нужно не просто так «бегать по полю» с уликами, а ухитриться «забить гол». В данном случае – результативно провести поиск, чтобы выйти на след преступника. 

Кстати, Смирнов когда-то мечтал стать футболистом.  

– А как стать криминалистом?

– Для этого нужно не только проработать несколько лет следователем, но и пройти специальное обучение, – отвечает Максим Вячеславович. 

По его словам, криминалисты – это как сотрудники следственного спецназа. Там работают настоящие асы, имеющие большой опыт следственной работы.

– Криминалистика строится на знаниях и навыках, апробированных за десятки лет, – говорит мой собеседник. – Часто в поиске улик мы действуем интуитивно, моделируя события, анализируя, исходя из обстановки на месте происшествия и обнаруженных вещественных доказательств.

Ночная «романтика»

Лишь погрузившись в будни криминалистов, понимаешь: романтики там мало. Это в кино они, как супергерои, в белых халатах в кабинетах раскрывают преступления. А в жизни…

– Куда только не приходилось забираться, – вспоминает Максим Вячеславович. – И в болото, в тину, и в подвалы, и на стройки, и в непроходимые чащи…

А еще оперативная группа с участием криминалистов по горячим следам работает зачас­тую по ночам. Оно и понятно, ведь именно тогда чаще всего и происходят преступления.  

В общем, нелегкая у этих людей профессия! 

…В Пензу мы вернулись поздно. Целый день криминалисты скрупулезно собирали материал. Кажется, что от их цепкого взгляда не ускользнуло ничего. Но выводы они пока озву­чивать не стали – тайна следствия. Впрочем, не стоит забывать, что их работа – деталь в сложном механизме раскрытия преступления. Чтобы вывести злодея на чистую воду, нужен большой труд, в котором задействованы десятки человек. 

Кстати, о киношных «трюках». Доля правды в них все-таки есть. 

– Наука не стоит на месте. Одна-единственная улика не может рассказать о преступнике все. Но многое нам действительно становится ясно, – заключает Смирнов. 
А чем больше деталей пазла будет найдено, тем проще восстановить его сюжет. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER