Коллекционер старинных вещей мечтает о памятнике лаптю в Пензе

Коллекционер старинных вещей мечтает о памятнике лаптю в Пензе

Все началось с того, что она спасла ручную прялку, которую хозяева хотели выбросить... Вот так и становятся коллекционерами — ощутив «душу» предмета. За десять лет Лидия Павлова, директор Пензенского филиала «Оборонлес» Минобороны РФ, собрала приличную коллекцию старых и старинных предметов, которую сегодня передает в музеи.

Утиль? Нет, история!

В Литературный музей Лидия Михайловна передала 200 старинных предметов крестьянского и городского быта.
При встрече она рассказала историю своего собирательства. Началось все с ручной прялки, которая хранилась на чердаке старого дома в одном из сел Городищенского района. Последний раз ею пользовались лет сорок пять назад, и хозяева — знакомые Лидии Павловой — решили избавиться от ненужного, по их мнению, хлама. 

— Мне что-то так жалко стало ту прялку, — признается Лидия Михайловна. — Ну как же так, ведь это история наша, память об уходящей деревне! Я попросила отдать старинную вещь мне. Долго она стояла у меня в рабочем кабинете, пока я размышляла, куда бы ее пристроить.

Подчиненные, увидев диковинку, удивлялись, крутили в руках со знающим видом: да, сейчас такие не делают, секрет производства утрачен.

А потом вдруг вспоминали: у одного на даче старинный медный самовар валяется, у другого деревянная ступка от прабабушки осталась… «Несите всё»! — говорила Павлова. Спустя короткое время ее кабинет уже не мог вместить все прялки, ступки, шкатулки, глиняные кувшины, железнодорожные фонари, радиорепродуктор и патефон с грампластинками. Ну а сани и лошадиный хомут — это уже вообще ни в какие ворота!

— Надо мной коллеги уже посмеиваться стали, мол, Лидия Михайловна опять какой-то утиль в кабинет притащила. 

Под коллекцию пришлось приспособить пустующее производственное помещение на станции Елюзань. Здесь стали складывать крупные деревянные и металлические предметы. А ручные вышитые полотенца, простыни с подзором, элементы крестьянской одежды и другие вещи, требующие бережного обращения, Павлова хранила дома. 


Лапти да лапти

— Видите эти лапти? Они настоящие, по ноге сделанные, хоженые. Те, что продают сейчас на ярмарках, годятся только в качестве сувенира. Попробуй их надень — ноги вмиг сотрешь до кровавых мозолей. И дело не в том, что они неправильно сплетены, а в том, что лыко для них не обрабатывают как положено. Его вымачивали по полгода в проточной воде и только потом снимали белый луп — мочало. Лапти из него были мягкими, удобными для носки.
 
Лидия Михайловна, рассказывая о предметах из своей коллекции, не уступит профессиональному экскурсоводу. Да в чем-то, пожалуй, и фору даст, ведь к каждому экспонату она относится с любовью, хорошо знает историю, предназначение.
 
Некоторые предметы даже покупала на собственные деньги. Например, патефон, который принес один сильно пьющий гражданин — нашел в заброшенном доме.
 
Когда коллекция разрослась до размеров небольшого музея, Павлова решила: пора показать ее людям. Ведь не для себя — для всех пензяков собирала. И передала бóльшую часть в Литературный музей. 

Кстати, о лаптях. Лидия Михайловна мечтает, чтобы в Пензе появился памятник лаптю. 

— Вот в Йошкар-Оле есть памятник йошкиному коту, в Тамбове — тамбовскому волку, огурцу-кормильцу — в подмосковных Луховицах (этот овощ стал местным брендом, тут выращивают хорошие высококачественные сорта). А нас, пензяков, когда-то называли толстопятыми и лаптежниками! Лапоть вполне может стать одним из узнаваемых брендов Пензы. 


От автора «Милой рощи»

То, что это подлинные рукописи известного поэта, автора стихов «Милой рощи» и «Пройдись по пензенскому краю», — сомнению не подлежит. На трех пожелтевших тетрадных листах трогательные строчки, предназначенные для детей: «Пришла зима холодная, укрыла снегом сад. Воробушки голодные под крышею сидят…», «Сделал я синичке столик у окна, в блюдечко насыпал желтого пшена…». И под каждым стихотворением подпись «М. Смирнова». 

— Матрена Платоновна написала эти строчки, будучи пациенткой Городищенской районной больницы. Ее соседкой по палате оказалась моя родная тетя, — рассказывает Лидия Павлова. — Пожилые женщины прониклись друг к другу симпатией. Часто беседовали о том, о сем. Тетя вспоминала, что Смирнова писала стихи на одном дыхании. Вдруг посреди разговора прервется, достанет тетрадку — и давай строчить…

Теперь специалистам Литературного музея предстоит тщательно изучить поэтическое наследие Матрены Смирновой. Если в опубликованных сборниках не встречаются «Воробушки», «Птичка-невеличка» и «Егорка-рыболов», то реликвия ценна вдвойне: не просто рукопись, а неизвестные стихотворения, причем в единичном экземпляре! 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER