Пенза: Когда «шашечки» съехали с крыши

Пенза: Когда «шашечки» съехали с крыши

В последние месяцы в пензенских СМИ довольно часто появляются новости об авариях с участием такси. Не исключено, что причиной становится усталость водителя. Сегодня, чтобы прокормить семью, он должен «пахать» практически круглосуточно.  

Мы решили разобраться, что происходит на рынке таксоперевозок в Пензе. 

И пожаловаться некому…

Сегодня клиент такси все чаще вызывает машину через мобильное приложение. Фактически это рулетка: пассажир не знает, какое авто к нему приедет, прошел ли водитель медосмотр перед рейсом. А может, он вообще пьян. 

На рынок пришли компании-агрегаторы, которые лишь продают программы для организации таксоперевозок, а не оказывают услуги такси как таковые.   

— Еще несколько месяцев назад за детское кресло в такси я просто доплачивала 50 рублей. Но осенью появился «Детский тариф», и я вынуждена при поездках с ребенком нажимать эту «кнопку» на экране, иначе водитель откажется от вызова.  Теперь и тариф для меня выше, и доплата осталась. А, собственно, почему? — негодует жительница Пензы Надежда Петунина.

Да и в безопасности поездки есть большие сомнения. Раньше, вызвав машину через диспетчера, Надежда была уверена, что ее везет конкретная таксофирма. А значит, можно, если что, обратиться за оставленной в машине вещью или пожаловаться на водителя, который курит во время поездки.

— Теперь я не знаю, кто приедет на вызов: таксист-профессионал или водитель-недоучка. Недавно машина, в которой я ехала с дочкой, налетела на парковочное ограждение. Хорошо, что никто не пострадал. Но кому предъявлять претензии в случае ЧП на дороге? — возмущается пассажирка.

Заказ: бери, кто хочет 

Обилие ЧП с машинами такси заставляет задуматься: а все ли ладно в этой сфере? Но это, похоже, заботит только пользователей соцсетей, которые щедро делятся фотографиями с новых ДТП, да журналистов. 

— Раньше в Пензе работали крупные и серьезные службы заказов такси. Сам перевозчик нес ответственность за поездку от и до, клиенты выбирали ту компанию, которая устраивала их и по цене, и по качеству услуг, — рассуждает в недавнем прошлом председатель профсоюзной организации водителей такси Андрей Гайкалов. — Все изменилось с приходом первых сетевых служб заказа. Дабы «отжать» львиную долю рынка, они начали искусственно занижать цены. Недовольные снижением доходов опытные водители уходили, а освободившиеся места занимали юнцы, согласные работать и на таких условиях.  

Рынок начал быстро насыщаться машинами. 

По мнению Гайкалова, агрегаторам и диспетчерским службам все равно, кто за рулем. Это же не таксопарки. Им не надо получать лицензии, ставить машины на учет, заниматься их техобслуживанием. Фактически они не оказывают услуг по перевозке пассажиров. Это просто посредники, которые соединяют пассажира и водителя такси и берут за это неплохую плату. 

— Теперь агрегаторы диктуют нам стоимость поездки. Чтобы нормально заработать, таксисты вынуждены ездить без выходных, с утра до ночи, — поясняет Гайкалов. 


Я не я, лошадь не моя?

В регионах быстро появились компании-посредники, готовые подключить любого к работе в такси. Во многом виновато наше законодательство, которое никак не регулирует деятельность агрегаторов.

— Они называют себя партнерами «Яндекс. Такси» или таксопарками, хотя большинство таковыми не являются. По факту — это юрлица, которые собирают всех желающих поработать в такси. Нет машины — не беда. Бери в аренду всего за тысячу рублей в день, — продолжает разъяснять ситуацию Андрей Олегович Гайкалов. — Обратите внимание на автомобили, что приезжают по вызову, — на многих цветографические боковые схемы и фонарь желтого цвета на крыше отсутствуют. А ведь по закону они быть должны. Агрегатору очень удобно: обязательств перед пассажиром  нет никаких. А если сотрудник ГИБДД остановит водителя, то можно заявить: я, мол, не таксист.

Раньше таксист отдавал диспетчерской от 8 до 14 процентов заработка, а остальное забирал себе, тратил на поддержание авто. Сейчас же он должен отдать посреднику от 20 до 40 процентов, оплатить аренду машины, заправить автомобиль. Самому остается не так уж много. Чтобы заработать, водителю нужно как можно больше времени быть за рулем. Поговаривают, что некоторые крутят баранку по 18 часов в сутки. 

При этом цена за поездку в такси осталась на уровне 2012 года. А вот запчасти и топливо значительно подорожали. Таксисты настаивают, что так быть не должно. Цена поездки формируется исходя из стоимости горючего, страховки, зарплаты водителя, налоговых отчислений, расходов на техническое обслуживание машины. 

Рынок надо регулировать

В региональном Минпроме ничего ужасного в ситуации с таксоперевозками пока не видят. Даже отмечают некоторые положительные сдвиги. 

По мнению министра промышленности, транспорта и инновационной политики Михаила Торгашина, приход в регион крупного агрегатора в 2017 году улучшил ситуацию в отрасли. Ведь его диспетчерские услуги позволили привлечь в город нового перевозчика. А тот, в свою очередь, закупил и выпустил на линию 163 новых легковых автомобиля.

А проблему с аварийностью в министерстве считают «неверным оценочным суждением».

— Агрегатор не является перевозчиком, поэтому некорректно говорить, что транспортные средства какой-то конкретной организации попадают в дорожные происшествия. Аварии совершаются водителями. Диспетчерская служба не может являться участником ДТП, — объясняет министр.

По его словам, оценивать безопасность легкового такси можно лишь по количеству ДТП с установленной виной таксиста. На данный момент это лишь один случай. Но поскольку машины, имеющие экипировку такси, часто видят в транспортном потоке, то они и фигурируют в слухах об авариях. При этом водитель такси чаще всего позиционируется как виновник ДТП.

Так это или нет на самом деле, судить сложно, т. к. на дорогах можно встретить и нелегальных таксистов.
А в целом по стране среднегодовой темп роста аварий с участием такси составил 16,3 процента. 

О том, что проблема в России все-таки  существует,  свидетельствует обсуждение нового закона об агрегаторах такси. Документ принят в первом чтении Госдумой РФ. Депутаты хотят, чтобы интернет-сервисы требовали от водителей именные лицензии таксистов и платили штрафы за работу с нелегалами. Ведь водителю такси пассажиры доверяют свои жизни. 

Логично предположить, что Пензенскую область проблемы тоже не обошли стороной. И хочется, чтобы они решались, а не игнорировались.  А первый шаг к решению любой проблемы — это открыто заговорить о ней вслух.  


Идем в таксисты

Мы решили испытать на себе технологию оформления в самую популярную на сегодня службу такси. Оставили заявку на сайте компании, и буквально через час нам позвонил менеджер сервиса. Он рассказал, что стать таксистом может любой человек, который получил водительские права не меньше трех лет назад. Мастерство водителя на дороге проверять никто не собирался. 

Если таксуешь на своей машине, то график выстраиваешь сам. Но 21 процент от заказа, будь добр, отдай агрегатору.

Если берешь машину в аренду у таксомоторного парка, то правила жестче. Аренда стоит от 1000  рублей, комиссия агрегатору — 21 процент плюс комиссия автопарку. Последняя варьируется от 1 до 40 процентов. При этом график работы фиксированный: либо день через день, либо два через два. 

Сервис сам отслеживает время работы таксиста на линии и автоматически отключает его от системы после максимально разрешенного времени нахождения за рулем. Правда, никто не запрещает водителю сразу же подключиться к другому агрегатору. Такой возможностью многие пользуются.

В 2017 году в России произошло 2917 ДТП с участием легальных такси. Для  сравнения: в 2015-м их было зарегистрировано почти на 800 меньше. Среднегодовой темп роста аварий составил 16,3%. Такие данные приводятся 
в исследовании аналитического центра при Правительстве России. 

Таксистов посчитали

358  предприятий на территории области занимаются таксоперевозками (в том числе 17 юрлиц и 341 ИП). 2527 машин имеют разрешения на право оказывать услуги такси (701 разрешение выдано в 2018 году).

 5 диспетчерских служб такси работают на территории региона. 2,5 тысячи водителей легкового такси официально заняты в отрасли.

291 протокол об административных правонарушениях за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси составлен за девять месяцев текущего года.



На заметку
Если пассажир такси попал в ДТП

По закону каждая машина (в том числе такси) должна быть застрахована. Полис ОСАГО позволяет всем пострадавшим участникам ДТП получить возмещение ущерба.

Если же вы стали пассажиром так называемого бомбилы и попали в ДТП, то нужно заполучить акт об аварии, составленный сотрудниками ГИБДД (в нем пассажир должен быть указан как пострадавший), медицинское заключение о степени повреждений в результате ДТП, а также уведомить страховую компанию, заключившую договор с автовладельцем, о наступлении страхового случая, но не позднее чем через 15 суток после происшествия.

Если же водитель такси работал без лицензии (напомним, это является грубейшим нарушением федерального закона) или у водителя отсутствует полис ОСАГО, вопрос компенсации можно решить только через суд.

Автор: Елена КУЛИКОВА, Наталья НАЗЕМНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное