Художница Натальи Ульченко: Говорили, что моя «мазня» меня не прокормит и я стала инженером

Ее выставка (12+) в арт-пространстве «Черный рояль» на улице Маркина привлекла внимание как профессионалов, так и любителей живописи

Художница Натальи Ульченко: Говорили, что моя «мазня» меня не прокормит и я стала инженером

Преподаватель Детской школы искусств Пензенского района пишет зиму акварелью. Признается, это ее любимый материал: «Своенравный, живой, непредсказуемый и… очень тонко передающий чувства»

Созерцание (не просмотр, нет!)  картин  наполняет душу трепетом и радостным ожиданием чуда. А ведь член Союза акварелистов России вошла в когорту людей, безраздельно посвятивших себя искусству, не сразу.

Первым мольбертом Наташи был чертежный  кульман. Она училась в   Пензенском политехническом институте, а душа тосковала, маялась, особенно когда пробегала мимо художественного училища имени Савицкого.

– Тебя что-то смущало?

– Мне казалось, что здесь учатся небожители, я с замиранием сердца смотрела на этих юношей и девушек, примостившихся на стульчиках в Лермонтовском скверике, заглядывала за спины, ловила мимолетное движение рук, делающих наброски карандашом или кладущих уверенные мазки кистью. И мне так хотелось… Приезжая домой, я делилась своими сомнениями с родителями, но те и слушать ничего не хотели. «Художник – это не профессия, – говорили они. – Твоя «мазня» тебя не прокормит». Я стала инженером и проработала на этой должности 20 лет.

И все это время рисовала.

Крутой поворот

Картина2.jpg

– Но сегодня ты преподаешь живопись. Как это случилось? 

– Если ты не меняешь жизнь, она меняет тебя. Я все-таки получила профессию учителя рисования, устроилась преподавателем в детскую школу искусств в Кузнецке. Когда переехала в Пензу, пошла по тому же пути. Коллектив в ДШИ Пензенского района яркий, творческий, преподаватели – люди незаурядные, умеющие видеть прекрасное в обыденном. Мне здесь очень комфортно.

Работая с детьми, я и сама не перестаю развиваться, учиться, наблюдать. Рисование для меня уже не хобби, а мой воздух, вся моя жизнь.

– Ваши ученики становятся лауреатами престижных конкурсов. А вы сами? Успеваете ли реализовываться в своей главной ипостаси?

– Работать с детьми очень интересно. И вот что я заметила за собой и своими коллегами: их победами мы гордимся даже больше, чем собственными.

Пишу много. Принимала участие в благотворительном аукционе Никаса Сафронова, выставке акварели дополненной реальности в Санкт-Петербурге. На баннерах с моими работами, выставленными на улицах, был кюар-код. Так что поклонников акварельной живописи у меня значительно прибавилось.

Принимала участие в тематическом конкурсе «Живой календарь» – «Заброшенные усадьбы Санкт-Петербурга». Рисовала Михайловскую усадьбу по гугл-картам и получила интересный опыт. Если навести камеру на рисунок, начинают квакать лягушки, двигаться облака, чирикать птички. И ты ощущаешь себя внутри этого пространства.

В этом году в Северной столице проходила выставка лучших работ проекта, которому исполнилось 5 лет. Мне лестно, что и моя работа есть среди них.

В мечтах и реальности

Картина4.jpg

– Наташа, картина – это своеобразный союз вдохновения и мастерства. Но как рождается вдохновение?

– Художник рисует всегда, даже когда у него нет возможности взять кисти в руки. Я иду по улице и в мыслях прокручиваю, какие бы цвета смешала, чтобы получить желаемый оттенок, какие краски взяла, чтобы отобразить настроение этого чудесного утра или осеннего дня. Без фантазии, без мечты вообще никак!

Однажды я увидела на улице девчушку, у которой на голове светился пронизанный солнцем нимб из волос. Под рукой не оказалось даже карандаша, и фотографию сделать не получилось. Я долго потом искала похожие снимки, чтобы рассмотреть детали. Впоследствии у меня появилась целая серия детских работ, на которые вдохновили светящиеся волосики незнакомого ребенка.

Иногда триггером становится аромат цветов, шлейф тонких духов, солнечный луч, скользнувший по листве. Все что угодно!

Меня вдохновляют Моне, Ван Гог, Поленов, Маковский. Каждый по-своему.

Но художнику свойственно не только вдохновение, но и муки творчества. У меня есть работа «Лесное озеро», которую я писала с натуры, пораженная прекрасными видами природы, а потом переписывала, как Моне, много раз и все равно была недовольна. И только дома спустя какое-то время мне удалось достичь желаемого результата. 

Призвание и признание

Зима.jpg

– Наташа, вы не в первый раз выставляетесь в арт-пространстве Анастасии Судневой.

– Нас связывают с Настей теплые, дружеские отношения. Это очень чуткий и отзывчивый человек. С ее легкой руки началась череда новых экспозиций в музеях – Литературном, А.Н. Радищева, краеведческом города Каменки. Я довольна презентацией своих картин в «Черном рояле». По-моему, у нас все получилось (улыбается). 

– А давайте поговорим не только о призвании, но и о…признании. Вам же важно получить обратную связь от людей, которые приходят посмотреть ваши картины, купить понравившиеся работы.

– Признание может быть разным. Иногда оно выражается в словах, иногда – в эмоциях. Художники – это люди с тонкой душевной организацией, они полны сомнений. Обидеть творческого человека легко. Но взгляд со стороны очень важен. Мне это помогает самосовершенствоваться.

– Однажды ко мне подошла преклонного возраста женщина, бывший преподаватель математики в политехе. Сказала, что пытается рисовать, показала свой рисунок. А потом спустилась на выставку и буквально «пропала» среди картин. Она ходила от одной работы к другой, носом «прилипала» к рисункам и все говорила, говорила: «Не может быть!», «Как такое возможно?» 

Для меня это было больше чем оценка.

Повел меня Серега на выставку Ван Гога

Художница за работой1.jpg

– Однажды я пригласила подругу пойти со мной на выставку. «Мне будет скучно, – ответила она. – Я ж ничего в живописи не понимаю». Вы считаете, она безнадежна?

– Ходить по музеям и выставкам нужно обязательно. Если у вас хорошее настроение, оно станет еще лучше. Если плохое – поднимется! Проверено на родителях моих учеников. Многие приобщились к искусству лишь тогда, когда их дети стали учиться в ДШИ. Теперь мы ходим на экскурсии большой дружной компанией. Даже в далеких от творчества людях можно высечь искру, особенно если рядом оказывается человек, который сам этим горит.

«Я влюбилась бесповоротно... в акварель. Эта любовь не отпускает меня до сих пор. Именно на языке акварели я могу сказать все то, что не могу выразить словами, отобразить эмоции, которые охватывают меня в момент творчества».

Автор: Ольга СОКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER