Хранимые ласточкой: добро пожаловать в Новые Пичуры

Ласточки обещают защиту, достаток, хороший урожай

Хранимые ласточкой: добро пожаловать в Новые Пичуры

Мы побывали в единственном мордовском селе Наровчатского района: померили национальный наряд, познакомились с местными легендами и насладились гостеприимством.

Народные преданья хранят много примет. В том числе про птиц. Ласточки обещают защиту, достаток, хороший урожай. Их даже считают символами Сына Божьего и воскрешения. Ведь, по легенде, эти птахи во время казни Христа отнимали у палачей гвозди.

Получается, Новые Пичуры — под небесной защитой. Ласточек здесь не сосчитать. Одна семейка свила гнездо прямо на входе в местный клуб.  



Новые Пичуры утопают в лесах. Собственно, среди густого леса и основали первопоселенцы новый населенный пункт. Село назвали Новые Пичуры. Были и Старые? Да. Выходцы оттуда и основали новый населенный пункт в период между 1735–1742 годами. Их прельстило обилие дичи. Но, как и на старом месте, пришлось потрудиться. «Пичуры» состоит из двух мордовских слов: «пиче» — сосна и «юр» — корень. Да уж: покорчевать сосен и других деревьев им пришлось немало, чтобы выстроить первые дома.

Традиции живы

Новые Пичуры — единственное мордовское село в Наровчатском районе. Этот феномен объясняется причудами административно-территориального деления: в ноябре 1940 года Новопичурский сельсовет из Ковылкинского района Мордовской АССР был передан в Наровчатский район. Но, несмотря на то что прошло более 80 лет, полной ассимиляции не случилось. Здесь практически все свободно говорят на мордовском.



— У нас распространен один из диалектов, — объясняет заведующая Новопичурским филиалом ЦКР Наровчатского района Галина Шиндяпкина, — поэтому в разговоре с носителями других диалектов мы друг друга почти не понимаем. И речь у нас только устная. Писать на мордовском никто не умеет.

Сохранились и народные обряды. Учитель истории Новопичурской средней школы Наталья Мялькина рассказала, что несколько лет назад работал «Этнографический маршрут», который, помимо посещения памятника Нарчатке, Сканова монастыря и подземного храма, включал экскурсию в Новые Пичуры.



Здесь туристов встречали в национальных костюмах, предлагали национальную еду: печеные яйца, пачет (толстые пшенные блины), позу (национальный мордовский квас). Гостям показывали фрагмент мордовской свадьбы.

Когда мы приехали в село, нас встретили участницы фольклорного коллектива «Келуне» («Березка»). Это не профессиональные артисты, а работник ДК, бухгалтер, учитель и другие. С первого взгляда стало понятно, что часть нарядов — новодел, а часть — вещи, доставшиеся от бабушек и прабабушек.

Галина Шиндяпкина подтвердила, что в селе сохранилось много предметов народной мордовской одежды, которыми люди делятся с коллективом, а также со школьным музеем. 

В красно-желтых тонах

Разглядывать женский мордовский наряд одно удовольствие. Это настоящее буйство красок.

—  Начинается он с длинной рубахи — панара, — рассказывает Галина Николаевна. — Как видите, основные цвета вышивки — красный и желтый. У мордвы красный цвет — один из самых любимых, символизирует красоту, силу, смелость, здоровье, тепло; желтый цвет — зрелость, полезность, ценность.



Еще Куприн говорил, что основные занятия мордвы — это охота, рыболовство и вышивка. На свадьбу на невесту надевали до семи рубах, чтобы показать, что девушка не бедная. Ну и добавить фигуре пышности: у мордвы в почете были дамы в теле — и на поле работать, и детей рожать смогут.

Рубахи женщины вышивали по ночам, безо всяких машинок и трафаретов. Но до чего ровны линии и выверена симметричность. Просто порази­тельно! 

Особый элемент — поясное украшение ензярь. Взяв его в руки, я поняла, почему говорят, что мордовку сначала услышишь, а потом увидишь. Ензярь — это масса нанизанных на веревку ракушек, монет, колокольчиков, которые при движении звенят. 
Поверх панара полагается надевать сапони (кофту с рукавами, имеющую длинные боковые разрезы). Не обойтись без головного убора.  Нам показали хитро завязанную шаль, которая надевается поверх ситцевого белого платка. Говорят, одна из участниц ансамбля в день выступления встает спозаранку, чтобы помочь коллегам водрузить эту конструкцию на голову.

На ногах — сапоги с особым образом закрученными портянками, а не шее — бесчисленное количество бус разной длины. 

— Наверное, долго приходится одеваться на выступления? — интересуюсь у артисток.
— А вы сами попробуйте, — хитро улыбаются они. 


С помощью четырех человек мне удалось облачиться в наряд не менее чем за 20 минут!

Чудо-напиток

Народные традиции сохранились и в повседневной жизни. К примеру, на свадьбе по-прежнему топят баню. Подружки невесты приглашают туда жениха, но не упускают возможности подшутить над ним: мажут скамью углями, подкладывают крапиву и т. д.

Главный праздник в селе — Троица. Его отмечают три дня. Женщины, как 100 лет назад, ходят в лес к дереву, которое считается священным. Дети катают крашеные яйца. Взрослые молятся о будущем урожае и выливают к подножию дерева пробную порцию позы — кваса на основе красной свеклы. 

А потом начинается священнодейство — в выбранных домах в течение нескольких суток сначала парят в печах свеклу, потом варят напиток. 

— В этом году приготовили 720 литров, — с гордостью рассказывает Галина Шиндяпкина, — не только из нашего района, но и из соседних приезжали попробовать его.

После праздника эстафета передается другим четырем-пяти домам, расположенным рядом друг с другом.

Проехать можно

Приехав в Новые Пичуры, нельзя не побывать в храме Успения святой Богородицы. И. о. главы сельсовета Андрей Тверской взялся доставить нас туда, а заодно побыть гидом.



— У нас проживает 528 человек, в школе сейчас 28 учеников, — рассказывает он. — К сожалению, в 6-м классе нет ни одного ребенка. Но первоклассница в следующем году будет.

С рабочими местами в самом населенном пункте не ахти: Дом культуры, школа, ФАП, администрация да два магазина. Это раньше гремел на весь район совхоз «Пичуровский», имевший более 7000 га земли, из них более 4000 га — пахотные. Поголовье скота доходило до 1000. Здесь функционировали овцеферма, свинарник, птичник, был табун лошадей. В 90-е хозяйство распалось и было преобразовано в СПК, которое тоже продержалось недолго.

Сейчас, по словам Андрея Андреевича, люди работают на предприятии компании «Дамате», в РАО «Наровчатское». Часть ездят на заработки в Мордовию и в Москву.

...Свернув с центральной улицы, мы оказались на дороге, посыпанной щебнем. 

— Заасфальтировать все дороги с нашим бюджетом невозможно, — сетует Тверской. — Но стараемся хотя бы щебенкой отсыпать. В этом году 173 метра сделали на выделенные 500 тысяч. Так что совсем непроходимых участков нет.

Во имя Господа

Еще несколько метров — и вот из-за берез показывается храм. Пожалуй, самый необычный из всех, что мне приходилось видеть. Деревянное строение скорее напоминает просторный дом с башней-колоколенкой, выкрашенный в сине-голубые цвета.

У него необычная история, главным действующим лицом в которой стала Феврония Цибиркина (после пострига — схимонахиня Сергия). Набожная девушка в 1935 году попала в тюрьму, когда приютила настоятеля разрушенного Сканова монастыря. 

Три года она провела в Провлаге в Астрахани. Ее хотели погубить: ранней весной в ледоход вывели раздетую из камеры и бросили в море. Но ее вытолкнула из проруби неведомая сила. Добравшись с молитвой до берега, она вернулась в лагерь.



После лагеря вернулась в Пичуры. Покровский храм в селе к тому моменту был разорен.  Феврония начала строить деревянную Успенскую церковь. 

— Ее возводили женщины и старики. Материал зимой возили на салазках, а летом носили на себе, — рассказывает алтарник Сергей Сарайкин. — Но официального разрешения на открытие не было получено. Тогда мать Феврония отправилась к председателю ВЦИК Михаилу Калинину и добилась своего: в сентябре 1945 года Успенская церковь была официально зарегистрирована.

Много добрых людей несло послушание в храме, который ныне является подворьем Сканова монастыря. В 1995 году насельницей подворья стала монахиня Нектария. Это она заботливо зажигает и гасит свечи, помогает на службах.

С Успенским храмом связана и жизнь известного новопичурца Петра Шиндяпкина. В прошлом учитель, затем директор школы, глава сельской администрации, однажды во сне он получил знамение, что должен служить в храме. Получив благословение, сделал это.

Сейчас Петр Васильевич отошел от дел. В одну из прогулок он набрел в лесу неподалеку от храма на родник. Сначала огородил, потом с помощью добровольцев возвел над ним сруб. Оказалось, что в воде много серебра, поэтому местные именуют родник Серебряным.



Ну а самый знаменитый родник Новых Пичур — Паник. По преданию, в 1768 году здесь явилась икона Иоанна Предтечи и источник стал считаться святым. 

Всего несколько часов удалось мне пробыть в Новых Пичурах, но показалось, что съездила к бабушке. Очень хочется вернуться и услышать: «Инескеть садо (добро пожаловать) в Новые Пичуры!»

Ласточки обещают защиту, достаток, хороший урожай. Их даже считают символами Сына Божьего и воскрешения. Ведь, по легенде, эти птахи во время казни Христа отнимали у палачей гвозди. Получается, Новые Пичуры — под небесной защитой.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER