Какие богатства хранятся в недрах Пензенской области

Какие богатства хранятся в недрах Пензенской области

Как известно, экономика нашей области держится на двух китах — сельском хозяйстве и промышленном производстве. Что касается добычи полезных ископаемых в Пензенской области, то похвастаться особо нечем. У нас нет россыпи алмазов, как в Якутии, или моря нефти, как в Сибири… 

Впрочем, кое-какие ценности в подземном царстве имеются.  

Богатства недр

В кабинете Сергея Стального, начальника отдела геологии Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования, в чьем ведомстве находятся и недра, висит карта полезных ископаемых. На ней обозначены месторождения различных видов песка, глины, известняка, мела, фосфоритов, опоки и так далее. В западной части области отмечены запасы нефти и природного газа.

— В основном мы богаты залежами различных минерально-сырьевых ресурсов, которые применяются в строительной отрасли, годны для производства цемента, — объясняет Сергей Семенович.

По его словам, наиболее ценным материалом являются формовочные кварцевые пески Чаадаевского месторождения и большие запасы диатомита в Никольском районе.

В Иссинском районе много карбонатных пород. К сожалению, их потенциал пока используется нерационально. Например, часть добываемого в карьерах камня с высоким содержанием магния можно пустить на производство доломитовой муки — ценнейшего материала для раскисления почв. Но, как говорится, дело за инвестициями. 

А вот с углеводородами нам не повезло. Разведанные в Кузнецком и Камешкирском районах запасы скудны, нефть имеет низкое качество. 


Ценные элементыв

Четверть века назад в западной части региона были обнаружены титан-циркониевые россыпи. Предполагалось начать их промышленную разработку. Правда, оценив перспективу добычи, идее этой ходу не дали. И вот почему.

Выяснилось, что нетипичные для Суркого края полезные ископаемые, встречающиеся на территории Белинского, Башмаковского и Земетчинского районов, попали к нам в ледниковый период из соседней Тамбовской области, где, кстати, давно налажена добыча этих металлов.  

Ледники притащили к нам из дальних мест добрую половину таблицы Менделеева. Именно поэтому то там, то здесь в недрах находят ценные элементы. Что касается добычи золота в Пензенской области, то в свое время при копке колодцев в деревнях люди натыкались даже на песчинки этого драгоценного металла!

Золото рек и болот

Если говорить о ценностях пензенских недр, то, пожалуй, лучшего примера, чем мореный дуб, не найти. Сейчас стоимость кубометра этой элитной древесины черного цвета с фиолетовым оттенком доходит до 5 тысяч евро!  

Сколько у нас в поймах рек и на болотах этого добра, сказать трудно. По словам геолога Владимира Меньшакова, профессиональных научных исследований на этот счет никогда не проводилось. Однако есть предположения, что только из русла Суры можно извлечь древесины на сумму более 2 миллиардов рублей! 

А ведь залежи полуокаменевших стволов, пролежавших в воде от 300 до 1000 лет, встречаются в поймах почти всех природных водоемов области. Мореный дуб у нас добывали еще до революции. Существовали целые артели по этому делу. Промысел был очень трудным, и ежегодно на этой работе погибали люди.

В то время на правах концессии в губернии работала английская компания, обладавшая секретом сушки этой древесины. Сохранились сведения и о добыче дуба монахами наровчатского Троице-Сканова монастыря.

В советские годы поднимать древесину перестали. Даже отказались от заманчивого предложения японцев возобновить добычу в промышленных объемах. Мол, негоже разбазаривать природные богатства.

Дубовый вопрос

Главная проблема добычи мореного дуба — в его локализации. Чтобы найти и поднять кондиционное дерево, требуются колоссальные затраты. Но это только часть работы. Куда важнее сохранить древесину, которая на воздухе быстро трескается и теряет товарный вид.

Для этого многотонный ствол необходимо высушить по особой технологии на дорогостоящем оборудовании и сразу пустить в переработку краснодеревщикам.

Кстати, мореный дуб не входит в реестр полезных ископаемых и на его добычу не требуется лицензии. Однако пользоваться такой привилегией никто не спешит. Против промышленной добычи мореного дуба категорически настроены экологи. По их мнению, такой промысел негативно отразится на водных биоресурсах, которые и без того страдают от деятельности человека. 
В общем, вопрос остается открытым. 


Торфяные запасы

Богата область и запасами торфа. Только разведанных месторождений этого материала более 500. Общие запасы оцениваются в 30,3 миллиона тонн.

Раньше торф использовали для отопления и его добыча была поставлена на поток. После интенсивной газификации об этом сырье забыли и лишь недавно вспомнили. 

В первую очередь торф оказался востребован аграриями. Однако говорить о ренессансе его добычи все-таки рановато.

— Крупных площадных месторождений — единицы, — говорит Сергей Стальной. — Вести их разработку весьма хлопотно и затратно, поэтому, несмотря на дороговизну сырья, его предпочитают завозить из других регионов.

По той же причине у нас не добываются и фосфориты. Сырье для минеральных удобрений находится в тонком слое, и, чтобы его достать, нужно перелопатить немало плодородной почвы.

В условиях, когда у каждого клочка земли есть собственник, делать это практически невозможно. Даже если получить разрешение, эффективность добычи падает почти до нуля.

Что касается потенциала пензенских недр, то, по мнению геологов, он огромен — ведь дальше стометровой глубины почти не заглядывали. 
— Сейчас эти богатства лежат как в сейфе, — заключает Сергей Семенович. — Кто знает, какие сюрпризы подарит нам природа в далеком будущем…

Одно из крупнейших предприятий области — завод «Азия Цемент» — расположено в селе Усть-Инза Никольского района, где находится уникальное Сурско-Маисское месторождение мела и мергеля — основного сырья, необходимого для производства цемента, причем с высокими характеристиками, что позволяет производить цемент отменного качества. 

Кстати
В середине XIX века на территории Сурского края некоторые артели промышляли добычей бивней мамонта. Экзотический промысел просуществовал недолго. Судя по газетам тех лет, уже к XX веку подобными изысканиями не занимались. То ли бивни закончились, то ли энтузиазм поугас.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER