Как в середине октября под Пензой выращивают клубнику и малину в открытом грунте

Как в середине октября под Пензой выращивают клубнику и малину в открытом грунте

Осень перевалила за середину, а на прилавках все еще лежат клубника и малина — местные, пензенские. Как производителям удается перехитрить  природу и продлить для нас лето?

Хотим — и едим    

Чтобы узнать об этом, мы отправились в Мокшанский район. Там находится одно из хозяйств, обеспечивающих жителей области нетипичной для осени продукцией. 

В «Мокшанской ягоде» будто и не слышали, что приближаются холода. Воздух напоен сладким ароматом. На поле вызывающе краснеют крупные ягоды, как бы бросая вызов сезонному увяданию природы. Они вызревают не в теплице, а в открытом грунте. 
Между стройными рядами кустиков снуют люди — идет очередной сбор урожая ремонтантных сортов клубники и малины. 

Управляющий хозяйством Сергей Лобышев рассказывает: в общей сложности под этими культурами здесь занято 26 гектаров земли. В этом году в хозяйстве собрали более 180 тонн земляники и свыше 18 тонн малины. 

— Мы увеличиваем объемы, — говорит он. — Спрос на местную ягоду очень большой.

Действительно, еще не так давно поздняя клубника, малина, ежевика казались в регионе экзотикой. А сейчас покупатели избаловались. Нам и в холода хочется летнего изобилия. И мы уже придирчиво приглядываемся к ягодам в пластиковых коробочках: откуда привезены, долго ли хранились, не напичканы ли нитратами? 

К счастью, современные технологии и устойчивые к нашему климату сорта позволяют продлить сезон сбора ягод на пензенской земле. 

— Ягодный рынок очень рентабельный, — объясняет Лобышев. — Неслучайно сейчас бум производства. В нашей области сразу несколько хозяйств взялись за этот бизнес.


На очереди — ежевика

Ягодное производство в районе началось в 2018 году. На сельскохозяйственной выставке «Золотая осень» в Москве мокшанскими черноземами заинтересовались столичные инвесторы. 

Вместе с пензенскими бизнесменами они решили развивать прибыльное дело на базе бывших симбуховских садов.
На первом этапе инвестиции в проект превысили 120 миллионов рублей. 

Весной садовой земляникой было засажено 16 гектаров. Да не просто засажено: сорта выбрали голландские, высокоурожайные. Питательные вещества система доставляет к каждому кустику. Также были приобретены несколько ульев голландских шмелей для опыления растений. 

Уже в первый год плантации дали около 100 тонн вкуснейшей клубники.   

Сейчас в хозяйстве выращивают и малину. Также идет работа по обновлению яблоневого сада.

— Каждый год хотим внедрять новые культуры, — раскрывает стратегию Сергей. — В следующем — расширим ягодные плантации и высадим гектар ежевики. 

Пять урожаев с куста

За растениями следит опытный агроном Александр Михайлов. Он приехал сюда из Молдавии, где работал в крупном профильном хозяйстве.

— Каждый кустик требует ухода, — говорит он. — Чтобы ягода была крупной, сладкой, красивой формы, надо хорошо потрудиться.

Если в советских хозяйствах с гектара получали две-три тонны продукции, то сейчас — в шесть раз больше. В первую очередь это заслуга западных селекционеров, выведших высокоурожайные сорта. 

Но и наши мичурины не лыком шиты! Экспериментируют, приспосабливаются  к местным климатическим условиям. 

Сейчас в хозяйстве ищут новые пути повышения урожайности. Говорят, если использовать теплицы, то в будущем намерены собирать до пяти урожаев с куста! 

Вот так и поверишь, что когда-нибудь «и на Марсе будут яблони цвести». 


Остановка — поле

Стоит свежая осенняя ягодка недешево — до 1000 рублей за килограмм. Это одна из причин, по которой значительная часть мокшанской продукции реализуется в Москве. 

— Высокая себестоимость объясняется большой долей ручного труда, — объясняет управляющий. — Ягода требует постоянного ухода. К тому же еще нужно собирать урожай. 

Летом на плантациях работают до 200 человек в день. Даже из Пензы желающие подзаработать приезжали собирать ягоду. В поле и обратно их доставлял специальный автобус. 

— Для меня это не только хорошая прибавка к пенсии, но и возможность провести целый день на свежем воздухе, — рассказала одна из самых активных сборщиц хозяйства Любовь Ларина. — Летом я зарабатывала на сборе ягод до 50 тысяч рублей в месяц.
Правда, для этого в буквальном смысле трудиться надо, не разгибая спины.    

Подумывают в «Мокшанской ягоде» и о переработке. Сейчас всю некондицию утилизируют. А можно было бы из нее делать джемы, варенья…

Но это пока впереди. Будем надеяться, еще попробуем новый десерт.      

Ежегодно в России выращивается до 800 тысяч тонн ягоды. Почти 90 процентов производится на частных подворьях. Остальное — в сельхозпредприятиях и фермер­ских хозяйствах. В Пензенской области производством ягоды занимаются несколько хозяйств.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER