Как Або Патиев обзавелся ушастой фермой в Пензенской области

Разведение кроликов — дело выгодное, но желающие заняться этим бизнесом в очередь не выстраиваются

Как Або Патиев обзавелся ушастой фермой в Пензенской области

В советское время крольчатина в сметане была блюдом обыденным и недорогим. В 90-е развалились практически все кролиководческие хозяйства. 
Восстановить производство на прежнем уровне пока не удается, и в обозримом будущем достижения этой цели не видно.

Пустующая ниша

В промышленных масштабах в области выращивают кроликов всего в нескольких хозяйствах. Одно из них находится в Русском Камешкире. Возглавляет его Або Патиев. Он родом из Северной Осетии, всю жизнь работал в сельском хозяйстве. Несколько лет назад перебрался с семьей в Пензенскую область.

Обзавелся землей, развел небольшое стадо крупного рогатого скота. Со временем к хозяйству прибавилась и кроличья ферма. Або Алиевич следил за ситуацией на рынке сельхозпродукции и заметил, что мясо кролика – редкость на местных прилавках, ниша, считай, свободная. Решил вникнуть в этот вопрос.

— Я побывал на крупных кролиководческих фермах, изучил, как там все устроено, какие подводные камни могут встречаться в процессе развития.  Убедился, что конкуренции практически нет, — рассказывает фермер.

Кроличье «общежитие»

Подсчитал расходы, составил бизнес-план, арендовал старое пустующее здание, отремонтировал его.

Оснастить ферму и закупить животных помог грант в размере 3 млн рублей, который предприниматель получил в 2019 году. Приобрел 20 самцов и 200 кроликоматок французской породы хиколь, оборудование для микроклимата.

52.jpg

— Кроликов содержать не так уж сложно, но они  уязвимы для  различных инфекций, малоустойчивы к болезням, поэтому в помещениях должно быть чисто. Еще важно вовремя вакцинировать животных. Они вообще неженки: не любят смены кормов, пугаются шума, пить должны только очищенную воду (до 400 литров в день), — рассказывает Патиев, показывая ферму. — Очень чувствительны к температурным перепадам и влажности воздуха. Боятся сквозняков, при этом необходима вентиляция помещений для притока кислорода.

Бетховен для француженок 

И вправду неженки! Мы передвигаемся между клетками очень медленно, разговариваем шепотом, но даже это вызывает у кроликов панику. Рассказываю хозяину, что в некоторых хозяйствах, чтобы приучить животных к посторонним звукам, включают классическую музыку. Улыбаясь, Або Алиевич обещает подумать над идеей.
В работе фермеру помогает один из сыновей — Хасан. Он и несколько рабочих обходят кроличьи домики по несколько раз на дню в любую погоду: важно вовремя заметить изменения в поведении и состоянии животных

Несмотря на множество нюансов, Або Патиев считает, что игра стоит свеч: мясо кролика уникально.

— Этот почти забытый продукт не имеет аналогов среди прочего мяса, является гипоаллергенным и подходит тем, кому нужен особенный рацион: спортсменам, женщинам в положении, болеющим, — поясняет он.

Убойная сила

В этом году в хозяйстве вырастили и продали порядка 4,5 тысячи голов животных. Чаще всего их оптом забирают переработчики из соседних областей. В Пензе камешкирская продукция представлена только в одном фермерском магазине и на сельскохозяйственных ярмарках.

— Я просчитался в этом вопросе. Изучил, как выращивать животных, но отодвинул на второй план вопросы переработки мяса, — признается фермер.

Сейчас он сдает кроликов в живом весе. Оптовики забирают их примерно по 175 рублей за килограмм. Иногда приходится самостоятельно доставлять ушастых до покупателя, а значит, нужна специализированная грузовая машина. Но и здесь не исключены сложности: летом в дороге животные могут пострадать от жары, а зимой — от холода.

14.jpg

В общем, Або Патиев всерьез задумался об открытии цеха по переработке и упаковке мяса кролика. Тем более сейчас, когда обанкротился один из его главных покупателей — предприниматель из Ульяновской области.

— Цех —это дорогостоящее оборудование, лицензия. На все понадобится примерно 1,5 млн рублей, — делится подсчетами фермер. — По нынешнему времени, когда корма подорожали вдвое, это очень большие расходы. Но, похоже, без этого развитие фермы уже невозможно.

Легко усваивается, но плохо продается

Все новое, как известно, — это хорошо забытое старое. Вернуть былую популярность и востребованность вкуснейшей диетической продукции пензенские власти попытались еще в 2014 году. Предполагалось, что за небольшие деньги жаркое из кролика можно будет откушать буквально в любом придорожном кафе. Повара даже начали доставать с полок подзабытые с советских времен книги рецептов.

В правительстве создали специальную программу развития кролиководства, а в областной бюджет на 2015 год заложили приличную сумму на субсидирование отрасли.

Предполагалось, что на территории региона будет создана единая система — от производства до продажи мяса, а также выделки шкурок животных. Кстати, сейчас выделкой ценного меха никто не занимается. Его просто утилизируют.

Так почему же не получилось и в Пензенской области даже в самых модных и дорогих супермаркетах крольчатины днем с огнем не найти? Ведь, казалось бы, выращивание кроликов — дело очень выгодное. Ушастые быстро растут, активно размножаются и дают «не только ценный мех, но и три-четыре килограмма легкоусвояемого диетического мяса».

Фермеры считают, что причин здесь несколько и они взаимосвязаны. Во-первых, от крольчатины просто отвыкли, ушла культура потребления. Во-вторых, в регионах нет такого объема поставок, который мог бы удовлетворить магазины федеральных торговых сетей. Або Патиев пробовал этот вариант — увы... Договориться по объемам и срокам поставок не удалось.

Кроме того, не развито меж­отраслевое сотрудничество, например нет рынка сбыта субпродуктов (шкурки и пр.), хотя все это может  использоваться в различных производствах, начиная от кормов для домашних животных, заканчивая легкой промышленностью и фармацевтикой.

Вот и получается, что в плане возможностей для развития кролиководство — очень перспективный бизнес. Но в магазинах крольчатина — дефицит.

Вся надежда на год Кролика. Внимание к этому зверьку обострится, а за опытом его разведения можно обращаться в Русский Камешкир!

С 2015 по 2020 год производство кроличьего мяса в России увеличилось на 72 процента. В основном кроликов разводят в личных подсобных хозяйствах, лишь 15 процентов приходится на промышленный сектор.

Но на потреблении это не очень отразилось, оно остается мизерным: в среднем россиянин потребляет чуть меньше 100 г крольчатины в год (по сравнению с 36 кг бройлера в год).

В Пензенской области килограмм мяса кролика продают в среднем по 500 рублей.



Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER