Пензенский писатель Борис Шигин рассказал о новой книге, критиках и заработке в сети

В начале марта 2025 мастера пера отпраздновали Всемирный день писателя

Пензенский писатель Борис Шигин рассказал о новой книге, критиках и заработке в сети

О том, чем отличаются графоманы и любители от профессиональных писателей, реально ли заработать на стихах и прозе и можно ли назвать художественной литературой произведения в «легких» жанрах, рассказал член Союза писателей Российской Федерации, главный редактор пензенского литературного журнала «Сура» Борис Шигин.

Пишут больше, читают меньше

– Борис Владиленович, совсем недавно у вас вышла новая книга. О чем она?

– Начну с того, что некоторую роль в ее появлении сыграл мой интерес к астрологии. Дело в том, что я родился в год Дракона – в 1952 году. Так вот, для себя решил, что 2024-й – это как раз то самое время, когда можно воплотить в жизнь ранее казавшиеся неприступными задумки. Одна из них была связана с изданием книги стихов «Избранное» (16+). Тем более и возраст уже позволяет подводить некоторые – надеюсь, промежуточные – итоги творческой деятельности. Все получилось, книга увидела свет. Однако у нее есть одна замечательная и даже удивительная особенность – книгу составлял, то есть отбирал произведения в нее, не я, а известный московский литературный критик Александр Балтин. Это позволило мне уйти от субъективизма в оценке собственных произведений, а получившуюся в итоге книгу с полным правом можно назвать «Мое «Избранное», составленное не мной».

– Вы хотите сказать, что не спорили с критиком и не отстаивали то или иное свое творение?

– Разногласия, конечно же, были. Но большими я их назвать не могу. Кстати, в книгу также вошли размышления литературоведов и критиков, которые в разные годы писали о моих стихах. Зачем я это сделал? Дело в том, что сегодня, когда писателей стало почти в двадцать раз больше, чем их было во времена СССР, к сожалению, очень трудно найти человека, хорошо разбирающегося в литературе. А ведь именно критика  во многом помогает развиваться поэту или прозаику.

Борис Шигин-2.png

– Количество людей, причисляющих себя к славной писательской когорте, растет год от года, поскольку возможностей для публикаций стало больше. Получается, что и количество читающих увеличилось?

– Это не так. Я могу констатировать, что сегодня, несмотря на очевидный рост количества пишущих людей, художественную литературу читают все меньше и меньше, а на тонкости изящной словесности внимание обращают только настоящие ценители. Да, фантастика, детективы, любовные романы и другие творения в «легких» жанрах также являются художественными произведениями. Но возникают вопросы к их уровню. 

Очень многое из того, что мы видим в Интернете, можно отнести к низкопробной литературе, в которой больше внимания уделяется развитию действия, где в основном присутствуют глаголы («он сказал», «она сделала» и так далее), а не размышлениям о нравственности, морали, психологии и психике человека. К сожалению, Достоевских нынче мало…

Время рассудит

– Можно ли сказать, что писатели из Интернета вряд ли смогут рассчитывать на заметный след в литературе?

– Я далек от мысли ругать Интернет-ресурсы и писателей, распространяющих на них свое творчество, – они являются неотъемлемой частью нашего времени, нашей жизни. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что в данном случае лучшим судьей будет время. Вы же помните, что и в далеком прошлом были писатели, в том числе и в России, написавшие сто и больше романов, но ни об одном из них сегодня никто не помнит. Так что писать, в принципе, можно где угодно, но только история и народная память делают автора настоящим писателем. Не надо стремиться написать «нетленку», нетленным произведение сделает время.

Борис Шигин на 30-летии журнала «Сура».jpg

– Статистика свидетельствует, что авторы в Интернете зарабатывают на своих произведениях больше, чем их коллеги, издающие бумажные книги…

– В Сети зарабатывают не только авторы, но и профильные ресурсы на них. А вот здесь видна работа маркетинга в полной мере. Тем более что продаются-то как раз востребованные в дороге или в обеденном перерыве жанры, вдумываться в которые нет необходимости. Исходя из запроса общества рождается и предложение. Окуджава, размышляя о творчестве и об авторах, говорил, что если они почувствовали свою аудиторию, увидели ее, то как авторы они пропали – творец ни в коем случае не должен думать о конечной аудитории, а обязан думать исключительно о своих чувствах и мыслях, которые хочет высказать и выразить. 

Тем не менее, как это ни прискорбно, вы правы – книгой очень сложно заработать. Я вспоминаю интервью с Евгением Евтушенко. У него спросили: «Как же так вышло, что вы, один из последних великих русских поэтов, живете и работаете в Америке?» Он ответил, что за последнюю книжку в России ему предложили всего 500 долларов, прожить на которые нельзя. А там он получал 3 тысячи долларов, читая лекции о русской литературе. Вспомните и историю Пушкина, который после своей смерти оставил долгов на сумму более 135 тысяч рублей. Нет, литература не кормит.

Слово за читателем

– Кто такой писатель в правильном понимании этого слова? Может ли им называться графоман, из-под пера которого выходит несколько сотен произведений в год?

– В принципе, писателем можно назвать любого пишущего человека. Но все-таки, по моему убеждению, это звание человеку должны присваивать читатели, а не он сам. Если творчество повлияло на общество в целом или хотя бы на малую его часть, если от прочитанного что-то отложилось и изменилось в душе и мыслях, то да, этого человека можно назвать писателем. И для этого совсем не надо писать что-то ежедневно, всего один роман может остаться в памяти на века. Надо понимать, что если человек родился с талантом, то он от него уже никуда не денется. Но таких только единицы.

Критерий с мурашками

Борис Шигин Произведение должно чем-то выделяться из общего потока.jpg

– Можно ли сказать, что ситуация в мире и в стране наложила отпечаток на творчество писателей?

– Без сомнения. Но вначале я отмечу еще одну поразительную особенность – меня приятно удивляет то, что люди не перестают писать! В наш журнал «Сура» практически ежедневно со всех уголков страны присылают романы, стихи, повести и так далее. При этом авторы даже речи не заводят о гонорарах. Да, как главный редактор я вижу, что сейчас литературного творчества патриотической направленности стало гораздо больше, в основном оно очень эмоционально, с надрывом. Однако история говорит о том, что самые серьезные и взвешенные произведения появляются только через несколько лет после окончания войны, то есть после того, как эмоции улягутся. Кстати, в каждом номере мы публикуем творчество участников СВО и авторов из новых российских территорий.

– Каким должно быть произведение, чтобы попасть на страницы «Суры»?

– Если говорить совсем просто, то меня в произведении должно что-то удивить. Возможно, историей, или ярким, глубоким русским языком, или удивительным героем, а также необычной поэтикой и своеобразным взглядом на мир. Произведение должно чем-то выделяться из общего потока.

– В этих критериях есть мурашки?

– Обязательно! Хотя, если честно, отношусь я к ним скептически.

Автор: Игорь Польских

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER