Фронтовика-пензенца Петра Будеркина в Омске помнят как своего героя

Его малая родина – село Крюково Пензенской области – недалеко от лермонтовских Тархан

Фронтовика-пензенца Петра Будеркина в Омске помнят как своего героя

Уроженца Пензенской области, участника Великой Отечественной войны Петра Будеркина в Омске помнят как национального героя. В этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Накануне Дня памяти и скорби, 22 июня, в редакцию пришло письмо из журнала «Сибирь и Я». Коллеги из далекого северного края связались с нами, чтобы рассказать о легендарном человеке. Наш земляк Петр Васильевич Будеркин прошел славный боевой и трудовой путь. И стал единственным, кто был удостоен званий «Почетный гражданин города Омска» и «Почетный гражданин Омской области». 

Приказано – выжить 

Петр Будеркин был двенадцатым, самым младшим ребенком в большой крестьянской семье. Его малая родина – село Крюково Пензенской области – недалеко от лермонтовских Тархан. 


Отец рано ушел из жизни, и детей поднимала мать, Екатерина Ивановна. С детства, как все братья и сестры, мальчик трудился в поле, был заправщиком и прицепщиком в тракторной бригаде. Перед войной поселился в совхозе у старшего брата – тот заведовал мельницей-крупорушкой. Помогал ему во всем. По вечерам, белый от мучной пыли, с гордостью прогуливался вдоль деревни – чтобы односельчане видели: идет не просто деревенский пацан, а самый что ни на есть трудовой человек. 

В 1942 году 18-летнего парнишку призвали в армию. Направили в танковое училище. Первое боевое крещение Петр принял на фронте в 19 лет. Трижды был ранен, два раза горел в танке. Будучи командиром взвода, получил тяжелое осколочное ранение. Его привезли в госпиталь и положили на площадку вместе с другими тяжелоранеными. Оперировать не стали, посчитав это бесперспективным. И только спустя двое суток кто-то из медиков обратил внимание, что танкист с развороченным животом все еще  живой. Парня взяли на операцию. И он выжил! Но осколок снаряда из позвоночника достать не смогли. Так он и остался в теле. Металл «звенел» в аэропорту. Петр Васильевич, вылетая в частые командировки, брал с собой рентгеновский снимок, где был виден осколок. Но это уже потом, в мирное время. А тогда, в сорок пятом, Петра Будеркина комиссовали. Отправили в Новосибирск. 

Командир производства 

В 1951 году Петр Будеркин пришел на шинный завод. Начинал бывший танкист заместителем начальника жилищно-коммунального отдела. Работа была не из легких. Заводчане тогда жили в землянках и бараках. С утра до вечера Петр Васильевич решал бытовые вопросы, стараясь хоть немного облегчить жизнь людей. А по вечерам учился во Всесоюзном заочном институте текстильной и легкой промышленности.  

Организаторские таланты молодого энергичного заводчанина заметили и начали продвигать его по служебной лестнице. В 1964 году он возглавил предприятие. При нем прошла его масштабная модернизация.  

Решая сложные задачи по развитию производства, Петр Васильевич никогда не забывал о людях, огромное внимание уделяя социальной сфере.  
В годы его руководства построено более 300 тысяч квадратных метров жилья для сотрудников. Возведены общежития, санаторий-профилакторий, семейная база отдыха, медсанчасть, три школы, 14 детских садов, детский лагерь «Буревестник», культурно-спортивный комплекс. Заводской ДК «Шинник» считался одним из лучших в городе. 


Была и своя хоккейная команда и даже детско-юношеская спортивная школа. Недаром Будеркин получил звание Героя Социалистического Труда, а в народе его начали называть «Петром Великим». 

Всё для людей

– Прежде чем требовать с человека, надо дать почувствовать, что о нем заботятся, – так считал Петр Васильевич, – вспоминал Иван Мягков, председатель первичной профсоюзной организации завода (1974–1994 гг.). – Ветераны-шинники помнят то время, когда рабочие ходили в цехах в резиновых галошах. А как все изменилось в скором времени? Были оборудованы раздевалки, построены теплые переходы в бытовой корпус, открыты пункты первой медицинской помощи. В крупных цехах построены бани. 19 столовых и буфетов круглосуточно обеспечивали производство горячим питанием. В двух районах области создали подсобные хозяйства, снабжавшие шинников мясом, молоком, овощами.

Заботился руководитель и об отдыхе сотрудников.  Они ездили не только в заводской санаторий-профилакторий. Ежегодно по линии профсоюза выделялось свыше 500 путевок в Ессентуки, Сочи, Минводы. Летом в пионерских лагерях отдыхали свыше 800 детей заводчан. 

– Человечное отношение он проявлял не только к своим работникам, – отмечал Мягков. – Однажды я не заметил голосующую у обочины пожилую женщину. А он, ехавший следом, заметил, остановился и довез до нужной деревни. «Да как ты мог? – возмущался  Петр Васильевич. – Пожилой человек у дороги, а ты – мимо…».   
В этом был весь Будеркин с его отношением к людям. 

Тепло семейного очага

В любых испытаниях Петра Васильевича поддерживала семья. С будущей женой Ниной Ивановной он познакомился после войны в Омске. Устоять перед напором и обаянием героя-фронтовика было невозможно. В 1947 году молодые поженились. Прожили в любви и согласии 57 лет. Вырастили двух дочерей, Наталью и Ирину. Обе стали врачами. Семейную династию продолжают трое внуков и внучка. Подрастают пять правнуков.  


Младшая дочь, Ирина Петровна Федорова, вспоминала:    

– Папа много времени и сил отдавал заводу. Помню, когда назначили директором, знакомый позвонил и искренне посочувствовал: «Ну ты, Петр, и влип…». А он вывел предприятие в число первых в стране.

Р.S. Cемья фронтовика живет в Сибири. Но, возможно, в Пензенской области остались другие родственники Петра Васильевича. Для связи можно позвонить в редакцию «ПП» по телефону 89677015481.    

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО, Людмила МАКСИМОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER