Пензенец Евгений Усов – о коте-защитнике, потере глаза на СВО и отказах работодателей

Герой смог найти себя в новом деле

Пензенец Евгений Усов – о коте-защитнике, потере глаза на СВО и отказах работодателей

Во время специальной военной операции Евгений Усов был серьезно ранен, потерял левый глаз. Однако нашел способ и дальше помогать своим боевым товарищам. Его историю рассказывает газета «Наша Пенза».

«Закрепы», обстрелы, ранение…

Когда Россия начала борьбу с украинским нацизмом, он решил пойти на фронт. Ведь в юности служил в десантных войсках. Воевал Усов в составе 20-й армии. Его часть располагалась близ Макеевки (это пригород Донецка). Бои там велись жестокие. Максимальная дистанция до врага была всего 80 метров, но обычно – еще меньше. Противник постоянно вел артобстрелы и запускал дроны.

Евгений Усов и его товарищи специализировались на «закрепах» – закреплялись на освобожденных точках после работы штурмовых бригад. Также приходилось эвакуировать раненых, приносить провиант на позиции, работать проводниками – доводить пополнения до места дислокации.

«На всю жизнь запомню этот случай. Во время обстрела мы находились в лесополосе. Естественно, попрятались за деревьями. Смотрю – бежит кот. Большой, весь испуганный. Я его зову: «Кис-кис-кис!» Он разворачивается, запрыгивает мне на броню, цепляется намертво. И после этой встречи кот с нами остался жить. Назвали его Чумка. Он защищал наш блиндаж от насекомых и мышек. А еще коты, как и другие животные, очень хорошо предчувствуют, когда начнется обстрел. И если кот начинал прятаться, мы делали то же самое. Он был своего рода детектором. А когда меня эвакуировали, кот пришел провожать», – вспоминает Евгений Усов.

Евгений Усов (1).JPG

В конце 2024 года, после нескольких месяцев службы Евгений попал под серьезный обстрел.

«К освобожденному блиндажу мы передвигались втроем по открытой местности. Это «увидел» вражеский дрон. И нас стали обрабатывать кассетами и минами. Из минометов в нас не попали. Кассеты три раза ложились мимо. А в четвертый раз «хвостом» накрыло всех троих. Один боец получил осколочное ранение в ключицу. У второго была сильно повреждена ступня. У меня было ранение ноги, осколочное в голову, потеря глаза и открытая черепно-мозговая травма», – вспоминает Евгений. 

Его сразу отправили в госпиталь. После лечения и реабилитации пытался вернуться в строй, но увы... 

От войны к миру

Найти свое место в мирной жизни оказалось не так уж и просто. До начала специальной военной операции Евгений работал в Пензе мастером производства мебели. Участник СВО рассказывает: «Месяца полтора-два я ходил на собеседования. На одной встрече мне открытым тестом сказали: «Извините, мы не можем взять вас на работу, потому что не знаем вашего психоэмоционального состояния». На другом собеседовании было сказано то же самое, просто немного другими словами». 

После долгих поисков работы он обратился в региональный филиал фонда «Защитники Отечества». Там его познакомили с Романом Говорухиным. И с этого знакомства все пошло на лад. 

Новое дело

Роман Говорухин.JPG

Роман Говорухин – директор и учредитель ООО «58». Девиз его фирмы: «Пока народ един, он непобедим». 

В швейном цехе организации создаются подсумки, сумки для аптечек, пулеметные пояса, чехлы бронежилетов (в том числе и специальные – для собак), погоны, шевроны и т. д.

«Ни один подсумок не делался «на лету», – отмечает Роман. – Мы сначала отво­зили нашу продукцию военным. Парни пробовали, говорили нам о недочетах. А мы это сразу переделывали. И так совместно доводили продукцию до ума».

С 2022 года Роман и его единомышленники занимаются гуманитарной помощью. Помогают не только бойцам, но и детям, которые пострадали от войны. Для пензенских ребят из военно-патриотических центров «Вымпел» и «Авангард» проводят тренировки по военной подготовке и основам безопасности. 
Неудивительно, что Евгений Усов быстро вписался в такую организацию. Тем более что на швейном оборудовании он работал и раньше, когда был занят на изготовлении диванов. Изучение новых программ, в которых разрабатывается дизайн шевронов, тоже не стало проблемой.

Конечно, из-за потери глаза и утраты объемного зрения возникают трудности. Хотя нитку в иголку Евгений может вставить без проблем.
«Мне нравится то, чем я занимаюсь. Это и работа, и помощь в адаптации к мирной жизни, и поддержка в финансовом плане», – признается Усов.

Способы адаптации

Продукция швейного отдела.JPG

Евгений уверен, что ветеранов СВО несправедливо считают неуравновешенными людьми. Репутация  бывших воинов страдает из-за отдельных неадекватных личностей. 

«Да, есть люди, которые не могут адаптироваться к мирной жизни, спиваются.  Но таких меньшинство. Большинство тех, кто возвращается с СВО, – адекватные. Я многих знаю лично, если говорить о Пензе. Хорошие, правильные, спокойные», – отмечает Евгений.

Мужчина согласен с тем, что бывшим военным в мирной жизни порой не хватает адреналина. «Но адреналин можно получать через увлечения, – утверждает он. – Я выбрал для себя в качестве хобби страйкбол и обучение детей. Это приносит мне и моральное, и физическое удовольствие. Так я могу еще и передавать свой опыт. Сейчас мы с моим военным товарищем создали команду из ребят от 14 до 18 лет и обу­чаем их тактическим вещам».
Интересно, что до прихода с СВО Евгений вообще не занимался страйкболом. Но попробовал, и это его увлекло.

«Я нашел себя. Я знаю, чем хочу заниматься. И у меня семья, которая мне во всем помогает.  Жена, дочка, которой год и восемь месяцев.  Жена поддерживает во всем – и в работе, и в увлечениях», – говорит Евгений.

Автор: Антон ИНЮШЕВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER