Домашнее задание для Марьи Ивановны

Домашнее  задание  для Марьи Ивановны

Бережливая педагогика

Задача современного учителя — не только дать знания по предмету. Но у педагогов все чаще не хватает времени поговорить с детьми по душам, позаниматься после уроков с отстающими, почитать новую методическую литературу. Идет вал рутинной работы, которая отнимает столько времени, что порой приходится брать ее на дом. 

Какие же обязанности съедают драгоценное время учителя? 

Во-первых, заполнение кучи бланков. За примером далеко ходить не надо. Так, в классе, где учится мой сын, каждое родительское собрание начинается с пуска по рядам трех-четырех «подписных» листов. Родители должны расписаться в том, что они напомнили детям правила дорожного движения, азы безопасного поведения на каникулах и т. д. 

Часто педагог рассказывает, как ведут себя дети в соцсетях, — и этот момент ему надо отслеживать. 

А еще вместе с другими учителями дежурит на школьных мероприятиях. А еще публикует в мессенджерах расписание на завтрашний день. А еще  оформляет СНИЛС ученикам, у которых его нет. Объясняет, как получить доступ к электронному дневнику…

И это только верхушка айсберга, которую видят родители.

Такая ситуация не только в нашей школе. Более того, она характерна для России в целом. Поэтому в обиход сегодня вошел термин «бережливая педагогика». Надо стремиться к тому, чтобы не распылять силы учителя на непрофильную работу, поставив во главу угла повышение качества образования по предмету и воспитание гармонично развитой личности. 

Этими проблемами занимается Институт регионального развития (ИРР).

Скинуть с шеи хомут

От какой нагрузки надо освобождать педагога? В первую очередь об этом решили спросить самих учителей, собрав их за круглым столом. Перед этим было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие более тысячи работников пензенских школ.  

С его результатами нас ознакомила директор Центра мониторинговых исследований качества образования (МИКО) ИРР, кандидат социологических наук Юлия Мананникова. 

Увы, большинство респондентов (82%) считают, что отношение к профессии учителя в обществе за последние 25 лет значительно ухудшилось. Одна из причин — как раз то, что педагоги оказались в статусе исполнителей разных поручений не первой важности.  

Дело дошло до того, что существующая система отчетности волнует учителей даже больше, чем зарплата. Педагоги назвали до 50 видов различных работ, не связанных непосредственно с образовательным процессом. 

И во время опроса, и общаясь друг с другом за круглым столом, педагоги рассказывали, как их замучили различные фотоотчеты, которые запрашивают самые разные ведомства. Подавай то снимки сосулек на крыше школы, то хронику мероприятий, посвященных ЗОЖ, экологии и т. д. 

А еще надо периодически предоставлять мониторинг успеваемости учеников своего класса, инвентаризировать школьное имущество, обновлять инструкции по охране труда, проводить подомовые обходы, собирать информацию и подавать сведения о профилактических прививках…


И в будни, и в праздники

Вот что рассказала Елена Квасникова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 1 п. Колышлей. 

— Действительно, учителя стонут! — не стала скрывать она. — Особенно от неадекватных заданий. Так, недавно нас попросили заняться волонтерской деятельностью: уточнить данные по нашим землякам — воинам Великой Отечественной войны для Книги памяти. Военкомат таких сведений не предоставляет, дает их только по запросу родственников солдата. Как выполнить задание? Ходить по домам, спрашивать: кто в вашей семье воевал, где погиб? Многие не помнят дату и место смерти фронтовиков, документы не сохранились.
Учителю самому обойти столько адресов не под силу. Задействовать детей? Риск. Вдруг в доме пьяный или во дворе — собака?! 

Обычно школы охотно участвуют в добровольческом движении, но есть же разумные пределы. 

Педагоги высказывались и за то, что нужно урезать школьный календарь массовых мероприятий. Несомненно, в нем должны остаться важные государственные праздники: День Победы, День России, День флага, Международный женский день и т. д. Но когда просят повести мероприятие, посвященное Дню орлана-белохвоста (пример из практики привел один из участников круглого стола), у педагога должна быть возможность отказаться. 

По данным социологического исследования, учителя проводят до 180 мероприятий за год…

Отчеты, отчеты… А еще и жить охота!

Многие отмечали, что раздражает дублирование электронных и бумажных журналов. Это отнимает кучу времени, да еще Интернет зависает. Не у каждого учителя есть оборудованное электронное рабочее место, надо ждать своей очереди, чтобы посидеть за компьютером. Вот и приходится периодически брать работу домой. 

По данным Центра мониторинговых исследований качества образования, дополнительные виды работ могут съедать до трех часов рабочего времени в день. Более 16 часов в неделю в среднем занимает работа с отчетной документацией. 

К чему это приводит: 15 процентов респондентов активно подыскивают себе варианты для смены профессии! 

Впрочем, играет роль и небольшой базовый оклад, который на сегодняшний день не превышает 8 тысяч рублей. Остальная сумма зарплаты складывается из различных доплат и стимулирующего компонента. Чтобы получить их, надо работать больше. 


Заслон бюрократии 

Заместитель председателя правительства области Олег Ягов взял претензии педагогов на карандаш.
— Не первый год идет эта дискуссия. И мы понимаем, что учителям действительно не хватает времени на общение с детьми, учебный процесс, самоподготовку. Бумаги оказываются на первом месте, ученики — на втором. Мы должны разобраться, от чего педагога можно и нужно освободить. И на каком уровне поставить заслон всем этим отчетам, — сказал он и попросил прислать ему образчики бумажной писанины, которая съедает время учителя.   

По словам министра образования Пензенской области Александра Воронкова, многое зависит и от руководства школы. 
— Надо оставить несколько ключевых позиций, — отметил он, — а что-то директор должен отсеять.

Например, отчет о мероприятиях экологической направленности, в котором просят указать, сколько и каких деревьев (елок, кленов, тополей) за год посадили дети... 

А еще часто школам приходится отчитываться за стимулирующие выплаты, при этом приводить цифры, обоснования, анализ. 

Министр рассказал, что стимулирующая часть сейчас пересматривается ежемесячно. Но насколько это рационально? Вряд ли за месяц тот или иной педагог может достичь каких-то прорывных результатов. На это уйдет 3–6 месяцев. Так может, стимулирующие выплаты утверждать на большие сроки — скажем, раз в квартал? 

Когда отчетов станет меньше — и нагрузка по предмету уже не будет казаться такой утомительной. 

Александр Воронков сообщил хорошую новость: цифровизация не обойдет стороной школы. 101 учебное заведение из 305 получит новое оборудование в 2020 году. Еще 50 — в следующем. На каждое будет потрачено около 2 млн рублей. Таким образом, за два года оснастят половину школ области. Это снимет ряд нынешних претензий. 

— Я благодарен пензенским педагогам, — подвел итог министр. — Одна цифра в исследовании меня порадовала: по данным опроса, большая часть учителей пришли в школу потому, что  влюблены в свою профессию. 

Остается надеяться, что заслон бюрократии будет поставлен не на словах, а на деле, и свою любовь педагоги пронесут через годы.

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER