Дом даром... никому не нужен?

Почему в Пензенской области жилье, выделенное детям-сиротам, годами пустует невостребованное

Дом даром... никому не нужен?

Выпускникам детдомов в Пензенской области сегодня не приходится десятилетиями  выбивать у государства крышу над головой. Им выделяют дома или квартиры. Но зачастую это жилье годами пустует, невостребованное. Почему?

Претензии сироты 

Личные странички в соцсетях нынче не только «фотоальбом» на память, но и инструмент для привлечения внимания. Именно такой способ выбрал Николай Шмелев (имя изменено), чтобы мир узнал, что его волнует. Сирота из Башмаковского района рассказал, как борется с местной администрацией из-за предоставленного ему жилья «ужасного» качества. 

Снимки на страничке впечатлили, и мы решили выехать на место, чтобы разобраться в ситуации. 

Увы, встретиться с самим Николаем не получилось: Шмелев проживает в Ленинградской области, а в выделенный государством дом в поселке Башмаково наведывается несколько раз в год. Мы попытались связаться с ним по телефону, но конструктивного диалога не получилось: наши вопросы он посчитал слишком въедливыми. Беседа пошла не по заданному им руслу, и от продолжения общения Николай отказался. Однако понять суть его претензий к жилью несложно — он все рассказывает и показывает на своей странице в сети Instagram. 

«Проверочные» пять лет

Предыстория такова: до 13 лет Николай жил с матерью в одном из сел Башмаковского района. После ее смерти мальчика взяли под опеку родственники. По закону сирот, не имеющих жилплощади, по достижении 18 лет должны обеспечить крышей над головой. При подаче заявления на жилье у Николая возникли проблемы с пропиской. Этот вопрос парню помогли решить. Но молодой человек, вспоминая тот период, говорит, что местные власти постоянно чинили ему препоны. Также упрекает чиновников в том, что не помогли с поступлением в вуз и что квартиру предоставили не в 18 лет, а только в 24. Кстати, в этом году Николаю исполняется 31 год.

По закону детям-сиротам жилье изначально предоставляется по договору найма: в течение пяти лет его нельзя ни продать, ни сдать в аренду. По истечении этого срока договор можно перезаключить. Тогда квадратные метры можно приватизировать и распоряжаться ими по своему усмотрению. 

Эта мера — не прихоть властей, а суровая необходимость. Не секрет, что у выпускников детдомов часто возникают проблемы с социализацией. Плохая компания, злоупотребление спиртным, безработица… Плюс неумение разумно распоряжаться собственной жилплощадью. Нередко случалось так, что сироты вскоре после получения продавали ее за бесценок нечистым на руку людям, а сами снова оставались без угла. Иногда сиротские квартиры превращались в притоны. Поэтому надзорные органы в течение нескольких лет и наблюдают за подопечными. Все в порядке — оформляй жилье в собственность! В противном случае договор найма продлевают.


Обвинение в халатности

В 2021 году у Николая истек «проверочный» период. В это время он жил и работал в Питере, успел жениться и стать отцом. Башмаковскую квартиру сирота намеревался продать, а деньги использовать как стартовый капитал для решения жилищного вопроса в Ленинградской области. 

Власти Башмакова хотели бы порадоваться за молодого отца и дать ему такой шанс, но Николай не смог представить нужный для переоформления квартиры пакет документов — среднедушевой доход семьи оказался слишком маленьким (ниже прожиточного минимума). 

— Закон диктует жесткие условия. В этом случае мы не имеем права переоформить договор, — пояснила начальник юридического отдела администрации Башмаковского района Светлана Коробкова. 

И правда, где гарантия, что, не имея стабильного (во всяком случае — официально подтвержденного) дохода, сирота просто не «проест» деньги от продажи жилья? 

Николай обратился в районный суд. Тот признал действия районной администрации законными. В областном суде решение было аналогичным. 

После этого молодой человек и стал шокировать общественность историями об отвратительном качестве жилья, которое предоставляется сиротам. На примере своего дома он показывал, как «плачут» стены, рушится фундамент, плесневеют полы, льются в подпол нечистоты… 

Позже подобное видео выложил еще один бывший детдомовец из Башмакова. В итоге к «сиротским» домам проявили интерес самые разные инстанции. В июне этого года областной Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту халатности администрации Башмаковского района.

 

Жилье с отсрочкой

Ждем заключения следственных органов. Но у меня после поездки в Башмаково сложилось впечатление, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Начнем с того, что все жители региона со статусом «ребенок-сирота», у которых нет жилья, в 14 лет попадают в очередь на его получение. Право на получение наступает в 18 лет, но сразу квартиру, как правило, не дают. Ежегодное финансирование на эти цели ограничено. У регионов просто не хватает средств, чтобы обеспечить всех и сразу.
 
К примеру, в 2020 году на обеспечение детей-сирот жильем в Пензенской области было направлено 242 миллиона рублей. Из них из федерального бюджета выделили 20 миллионов. Остальная сумма — из регионального. На эти деньги было приобретено и предоставлено очередникам 210 жилых помещений. 

— В настоящее время в очереди на жилье в районе стоит 31 человек (из них 19 — совершеннолетние), ежегодно муниципалитет предоставляет 6–7 квартир в рамках субвенции, которая выделяется на наш район, — пояснила главный специалист отдела экономики администрации Башмаковского района Ольга Филатова. — Срок ожидания очереди составляет три-четыре года. До 25 лет сироты обычно получают полагающееся им жилье. Оно приобретается по результатам аукционов. Норматив составляет от 25 до 35 квадратных метров. 

И в целом по Пензенской области среднее время ожидания своего жилья составляет чуть больше трех лет. Для сравнения: во многих регионах жилье сиротам предоставляется только на основании судебных решений, а время ожидания своей очереди превышает 10 лет. 


Необитаемая улица

Обеспечение детей-сирот квадратными метрами регламентируется законом, который предусматривает приобретение жилья: это может быть квартира (в новостройке или на вторичном рынке), частный дом, его часть.

— С 2011 по 2020 год администрация приобрела для детей-сирот 91 жилое помещение, — рассказала Ольга Филатова. — 42 квартиры уже приватизированы. 

Примерно с 2013 года администрация стала приобретать для этих целей квартиры в новых каркасно-щитовых домах на улице  Базденкова. Она расположена в молодом микрорайоне поселка Башмаково. Там же дают участки многодетным семьям, строят дома по разным жилищным программам. 

Улица Базденкова в целом производит приятное впечатление: 13 аккуратных квадратных домиков, состоящих из четырех квартир со всеми удобствами, с приусадебными участками. Неподалеку расположена новая детская площадка. 

Казалось бы, живи и радуйся! Но проблема именно в том, что сироты жить здесь не хотят. Они уезжают учиться, работать в другие места, обитают у друзей или сожителей. 

Большинство предоставленных им квартир выглядят необитаемыми. Об этом кричат амбарные замки на дверях, немытые окна без занавесок, нескошенная трава… Из 8 квартир, куда я не поленилась постучаться, только в двух была жизнь. В одной не открыли, но меня облаяла собака (а значит, люди скоро вернутся), а хозяин второй открыл дверь и согласился пообщаться. 

Жить можно, а лениться нельзя

Александр Рожков (имя изменено) рассказал, что жилье получала его жена. Сейчас у пары двое детей. Супруги работают в райцентре. Квартиру Рожковы оформили в собственность несколько лет назад. В четырехквартирном доме только эта семья живет постоянно. Одна квартира используется как дача, а владельцы двух других появляются очень редко. 

Перевожу разговор на качество дома. Александр рассуждает на эту тему со знанием дела. 

— Каркасные дома, конечно, более уязвимые, чем кирпичные, — отмечает он, — но если за ними ухаживать, вовремя устранять проблемы, то жить можно. 

Отсутствующие соседи — это проблема. Особенно зимой. Из-за того что примыкающие помещения не прогреваются, холод и сырость проникают и к Рожковым. Александр говорит, что периодически заглядывает под обшивку стен, следит, чтобы несущие конструкции не гнили. Уже менял кое-где изоляционный материал. По словам молодого человека, это нормально. Он сам рос в деревянном доме и видел, как отец постоянно что-то ремонтирует: то крыша текла, то завалинка «падала». Поэтому он знает, что без текущего ремонта не обойтись. 


Текущий или капитальный?

— Если бы все получатели квартир были рачительными хозяевами, такой ситуации, что сложилась сейчас, просто не возникло бы, — с горечью отмечает начальник отдела архитектуры, строительства, муниципального хозяйства администрации Башмаковского района Александр Праслов. 

Служебные обязанности предписывают ему контролировать состояние жилья для сирот. Он не отрицает, что внутри некоторые квартиры сейчас выглядят не очень. Но кто в этом виноват? Пока квартира находится в найме у сирот, представители администрации раз в год должны проводить обследование жилья в присутствии хозяев. Об этом последних предупреждают заранее, но в назначенное время многие не являются. Зайти внутрь самовольно чиновники не имеют права. Внешний осмотр скрытых проблем не выявит. Как догадаться, что внутри из-за ненадлежащего ухода и содержания появились проблемы?

Когда тому же Николаю предоставляли жилье, там все было в порядке. Но зимой квартира не отапливалась, текущий ремонт не проводился. В таких условиях сырость и плесень быстро делают свою разрушительную работу. 

За квартирой Николая, по его словам, присматривали родственники. Но согласитесь, что присмотр и постоянное проживание — это разные вещи. 

По закону проводить в предоставленном в наем жилье текущий ремонт должны наниматели. А вот серьезные, капитальные проблемы (вроде протекающей крыши) — это уже обязанность администрации. 

Проблемы, о которых в своих постах рассказывает Шмелев, несомненно, серьезные. Уже крошится фундамент. Но ведь обычно недочеты «от застройщика» вылезают в первые два-три года. А к необходимости капремонта может привести отсутствие текущего.
По словам Александра Праслова, если сироты просят помочь с последним, в администрации стараются найти способ — например, починить забарахливший котел. 

Но переселившийся в другой регион сирота долгое время вообще молчал, будто все было нормально. А потом раз — и одномоментно новая квартира стала непригодной для жизни? 

«А я ипотеку плачу!»

Мы не эксперты. Вполне вероятно, что дома для детей-сирот сдавались с огрехами. Однако любой, кто покупал квартиру в новостройке, расскажет, что пришлось устранять какие-то мелкие недоделки, замазывать трещинки, появившиеся после усадки, утеплять… Хороший хозяин берется за инструменты и решает проблему.

Под роликами о качестве башмаковского жилья для сирот — комментарии как сочувствующие, так и недоуменные. 
«Вы не покупали этот дом, вам его дали, — пишет один из посетителей страницы. — Можно не жаловаться, а устранять неисправности. Я купил квартиру и собираюсь стены утеплять, ремонт делал. И не жалуюсь. Главное — есть где жить!»

«Вы же мужики, не инвалиды — руки и ноги на месте. Я из полной семьи. Мне родители сказали: «Иди и заработай!» Работаю, ипотеку плачу. А вы все жалуетесь и жалуетесь. Дали крышу? Радуйтесь. Обустраивайтесь». 
Трудно возразить. Нельзя играть на статусе сироты всю жизнь. Государство с жильем помогло — берите ответственность за него на себя. Но вот беда — выпускники детдомов по-прежнему выходят из их стен неприспособленными к жизни. И серьезных, взвешенных программ, чтобы научить их планировать семейный бюджет, заботиться о своем жилье, отвечать за себя, по-прежнему нет. И эту ситуацию нужно кардинально менять. 

ЦИФРА
В 2021 году на предоставление жилых помещений детям-сиротам предусмотрено 208 млн рублей, в том числе из регионального бюджета — 187,4 млн рублей. Планируется, что будут приобретены (построены) 182 жилых помещения.

Хотели как лучше...

Мнение о том, что у многих детей-сирот проблемы с содержанием собственного жилья, подтверждает ситуация, которая сложилась в Пензе с домом № 23-а по улице Клары Цеткин. Восемь лет назад большую часть квартир в этой новостройке предоставили им. А сейчас о доме идет дурная слава. 

— В подъезде грязь. Мусор бросают на лестничных клетках, стекла в подъезде расколоты, дверь не закрывается, домофон не работает, — рассказала знакомая, которая присматривала себе здесь квартиру, соблазнившись удивительно низкими ценами на квадратные метры. Но, собрав сведения, отказалась от этой затеи.

Дружеские посиделки в квартирах часто переходят в скандалы с драками. Полицейские, пожарные и скорая помощь то и дело приезжают по этому адресу. За восемь лет существования многоквартирного дома тут много раз менялись управляющие компании, но навести порядок не получается, потому что большая часть жильцов не платят за коммунальные услуги. Корни проблемы все те же — к самостоятельной жизни и ответственности новоселы оказались не готовы.

Автор: Елена СЕРГИЕНКО

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное