Что страшнее: лось или граната? Истории из жизни пензенского взрывотехника

Что страшнее: лось или граната? Истории из жизни пензенского взрывотехника

В послужном списке взрывотехника ОМОНа Управления Росгвардии по Пензенской области Константина Митрохина (фамилия изменена) — участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане, десятки обезвреженных снарядов и самодельных взрывных устройств, а следовательно, сотни спасенных жизней. 

Недавно ему была вручена ведомственная медаль «За отличие в охране общественного порядка». Митрохин стал первым обладателем этой награды в истории Пензенского управления Росгвардии, созданного четыре года назад. 

Интерес к взрывному делу

Константин рассказывает, что интерес к взрывному делу у него проявился во время боевых действий на Северном Кавказе. 

— Там можно было погибнуть (в лучшем случае — остаться без руки), подняв с земли «безобидную» зажигалку или ручку, которые на деле оказывались взрывными устройствами, — поясняет Митрохин.

Он тогда был рядовым бойцом ОМОНа, но порой ему приходилось и боеприпасы обезвреживать. Брошенные гранаты во дворах, мины-лягушки на кладбище, растяжки в лесу… Оставлять их так нельзя, взрывотехник, который бы их профессионально обезвредил, не всегда находится рядом. Поэтому бойцы, предварительно убедившись, что рядом нет людей, опасные находки просто расстреливали и взрывали.  

Новую профессию Константин освоил шесть лет назад. За эти годы обезвредил 37 взрывоопасных предметов, изъял 20 кг взрывчатых веществ, 15 единиц стрелкового оружия и более 500 патронов и гранат. 

Каждый случай — уникальный, особенно что касается самодельных устройств. Такие заряды таят в себе ловушки и не похожи на предыдущие. Задача специалиста не только обезвредить «самодел», но и сохранить его, чтобы впоследствии изучить. 


Опасность из… могилы

— Не раз приходилось иметь дело с противотанковыми минами и гранатами времен Великой Отечественной войны, — рассказывает взрывотехник. — Много боеприпасов люди находят рядом с понтонным мостом, соединяющим районы Барковка и Терновка, на Восточном кладбище близ Чемодановки. Неподалеку от этих мест когда-то были полигоны и дислоцировались воинские части. Рабочие копают могилу, и раз — лопата ударяется обо что-то металлическое. Землю с предмета очистят — граната! 

В апреле 2017 года Константин принимал участие в спец­мероприятии, которое проводили сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД России по Пензенской области. Оперативники искали схрон с оружием, оставленный в лесу бандитами одной из группировок, которая действовала в Пензе в начале 2000-х годов. И именно Митрохин, кропотливо обследовав каждый клочок леса площадью более 3500 кв. м, нашел тайник, в котором хранились карабин Мосина, 1260 патронов и противотанковая граната. 

Вскоре Константина включили в спецоперацию по освобождению заложниц в сауне по улице Бакунина. Женщин под угрозой оружия удерживал нетрезвый мужчина. Их благополучно освободили спецподразделения полиции и Росгвардии, злоумышленника взяли под стражу. 

Константин с коллегами-взрывотехниками оставался на месте еще некоторое время после штурма. Они обследовали сауну и нашли спортивную сумку с оружием: пистолетом, автоматом, гранатами и четырьмя штык-ножами. 

Людям надо помогать

Его профессия — мужская, благородная — сама по себе сопряжена с риском для жизни. Но и в случаях, напрямую не связанных со службой, когда есть опасность для других людей, он готов действовать. 

Например, в прошлом году Митрохин в составе усиленного наряда Росгвардии патрулировал село Лопатки, когда после известного конфликта местные цыгане на время покинули свои жилища и уехали в другие регионы. В ночь с 16 на 17 июня загорелся один из опустевших домов, пламя очень быстро распространялось. Константин с сослуживцами бросился тушить поджар подручными средствами. И потом, когда прибыли сотрудники МЧС, вместе с ними боролся с огнем. Дом спасти не удалось, но пламя смогли погасить до того, как оно перекинулось на соседние строения. 

— Я никогда не был любителем экстремальных развлечений, не имею склонности к необоснованному риску, — говорит Константин. — Мне тоже, как и всем, бывает страшно – ничего не боятся только безумцы. Но родители с детства внушали мне, что, если человек нуждается в помощи, ему нужно помочь. 


Как снять стресс

Свободное от службы время Митрохин любит проводить с семьей, а еще посвящает его своему хобби. Он — заводчик американских кокер-спаниелей. 

— Прогулка и занятия с собаками — лучшие средства от стресса, — утверждает Митрохин. — Иной раз придешь со службы усталый, измотанный, заходишь в квартиру, а они тут как тут, все шестеро встречают меня в коридоре. Погладишь одного, другого — и сразу легче становится. 

Однажды кокер-спаниели спасли Константину жизнь. Как-то зимой он выгуливал четверых животных, отпустил их побегать. 

— Все вроде бы тихо, спокойно. Смотрю: по другой стороне улицы старушка идет не спеша. Вдруг она как вскрикнет и молниеносно рядом со мной оказалась. Собаки мои лают-надрываются. Я сразу не понял, что произошло, перевожу взгляд в сторону и вижу, что прямо на меня идет лось (я живу в Заречном) и примеривается, как бы половчее меня на рога поднять. 

Я за дерево спрятался, а он по кругу пытается обойти. Но тут уж собаки его окружили и с лаем погнали в лес. 

Честно скажу, мне было страшнее, чем когда на вызове я увидел рядом с газовой трубой боевую гранату. А вы говорите, работа с риском для жизни! 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное