Часовой завод «Маяк» в Сердобске: ностальгия и затаенная боль

Несмотря на то что предприятие закрылось 20 лет назад, люди мечтают о его возрождении

Часовой завод «Маяк» в Сердобске: ностальгия и затаенная боль

Деревянный шалашик с гирьками в виде сосновых шишек и маленькой механической птичкой внутри – настенные часы сердобского завода «Маяк» – мои родители привезли в конце 1980-х в Вильнюс, где тогда жила наша семья, из Пензенской области. И очень ими гордились. Это была диковинка. Соседи забегали к нам послушать, как раздается торжественное «бим-бом» и кукушка возвещает, что прошли очередные полчаса. 

Птичку жалко

Через несколько лет часы сломались и долго висели на стене как элемент декора: все недосуг было отнести их мастеру. А потом мы перебрались в Пензу, и они где-то затерялись при переезде… До сих пор жаль. Тем более что заменить их новыми, такими же, не получилось. В начале 1990-х подобные часы были уже пластмассовыми, поменьше размером, а в 2004-м завод «Маяк» выпустил из «насиженного гнезда» последнюю «кукушку» и закрылся навсегда. 

В 2012 году в сердобском бизнес-инкубаторе вновь наладили производство часов с боем. Но тогда было сделано всего несколько партий с полностью китайской «начинкой». Это был пилотный проект, предполагающий  сотрудничество сердобских производителей с коллегами из Поднебесной. Увы, он провалился.  

На сегодняшний день, по информации, полученной из Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области, настенные часы с боем в нашем регионе не выпускаются. 

«Маяк» больше не светит

Римма Максимова.jpg

В Сердобске о «кукушке» вспоминают с ностальгией и затаенной болью, ведь судьба многих местных жителей была так или иначе связана с «Маяком»: многих заводская проходная, как в той песне, «в люди вывела». 

Завод был запущен в суровом 1943 году. Работой здесь гордились – в лучшие времена в его цехах выпускались сотни различных моделей часов: наручных, настенных, настольных, ходиков, будильников. Продукция Сердобского часового завода была известна на всех континентах, она экспортировалась в 44 страны мира. 

– Мне было 17 лет, когда в 1970 году я пришла на завод ученицей, – рассказывает представительница династии часовщиков Римма Максимова. – Отработаешь смену, потом спешишь в вечернюю школу. Хоть и тяжело было, а я старалась. Тем более на «Маяке» уже трудились мои сестры Нина и Татьяна, были на хорошем счету. Разве можно было мне дать слабину?! Кстати, через некоторое время вслед за мной на завод устроилась и наша младшая сестра Ольга.

Римма Ивановна начинала с ручной сборки механизмов. 

– Мы собирали ангренаж – набор из зубчатых колес, колотили молотками на корпушении – это монтирование часового механизма с циферблатом и стрелками в корпус. Мосты прикручивали гайковертами. Заготовки для пружин нам привозили во флягах, в машинном масле. Надеваешь черный фартук, берешь тряпку и начинаешь вытягивать пружину. Перекусываешь кусачками, в пучки складываешь, а потом вручную закручиваешь. 

Римма Ивановна прошла путь от ученицы до технолога, без отрыва от производства получила высшее образование. Проработала на «Маяке» 26 лет, почти до самого его закрытия. 

– Счастливые были годы, – с улыбкой говорит она.

DSC_9819.jpg

Тяжело работникам «Маяка» было видеть упадок родного предприятия в 1990-е. Но они надеялись, что это еще не конец, что трудности временные. Самые преданные заводчане готовы были терпеть и задержки зарплаты, и позже – ее выплату не деньгами, а продукцией. 

Любой сердобчанин готов показать дорогу до «Маяка». Представители старшего поколения обязательно вздохнут при этом: 

– Эх, какой завод был… А сейчас магазинов напихали! 

В корпусах часового завода сегодня расположен торговый центр с одноименным названием. 

Сохраняя память

О былой славе предприятия в Сердобске напоминают часы с кукушкой на здании железнодорожного вокзала да установленная в 2019 году стела на центральной площади города. А еще красивое здание Дома культуры с колоннами и балконами в сквере напротив бывших заводских цехов – увы, заброшенное. В 1958 году «Маяк» возвел его для своих работников. Здесь показывали кино, спектакли, концерты, проходили комсомольские собрания, дети занимались в различных кружках и секциях. 

DSC_0026.jpg

– У нас в городе два самых красивых здания – собор Михаила Архангела и Дом культуры часового завода! – убеждена сердобчанка Вера Краснова, проработавшая на часовом заводе около 40 лет. – Дом культуры построили при директоре «Маяка» Викторе Бесове (возглавлял завод с 1955 по 1977 год. – Авт.). Он меня и на работу принимал в 1960-м. Виктор Дмитриевич тогда еще сам был молодым, очень деятельным. Благодаря ему в Сердобске появились не только ДК, но и пионерлагерь, турбаза, лыжная база, стадион «Труд» – все на балансе завода. Дом культуры был востребован. Сколько по приглашению к нам приезжало знаменитых артистов, певцов, чтецов! 

С закрытием завода угасла и слава ДК. Горожане мечтают, что его восстановят. Но на это нужны немалые средства, которых в бюджете Сердобского района нет. 

В прошлом году рядом с бывшими цехами установили памятный стенд, рассказывающий историю «Маяка», со дня открытия которого минуло 80 лет. Сделано это было по инициативе неравнодушной Веры Красновой. 

– Обидно мне стало. Все-таки юбилей родного предприятия, а город как будто забыл о нем, будто и не существовало никогда нашей «кукушки», – говорит Вера Ивановна. – Вот я и подумала, что нелишне будет напомнить сердобчанам о нашем часовом заводе. 

DSC_9946.jpg

Веру Ивановну поддержал коллектив районной газеты «Сердобские новости», организовавший социальный проект «Гнездо кукушки». На страницах издания вышла серия публикаций о «Маяке» и его людях.   

– Для меня часовой завод тоже не чужой, – поясняет редактор Людмила Евушкина. – Моя мама там много лет проработала и меня в детстве частенько с собой брала.

Памятный стенд, который при поддержке МУП ЖКХ Сердобска установили в декабре 2023 года, стал итогом проекта. Деньги на это собрали читатели газеты и редакция. 

Еще идут старинные часы

Некоторое время назад фото сердобской «кукушки» попалось мне в соцсетях. Пензенский мастер-часовщик Дмитрий Агеев на своей страничке поделился, как удачно отремонтировал изделие «Маяка»: «Был ремонт механизма (промывка, стяжка, смазка). Восстановили физейное колесо (хода). Теперь «кукушка» поет!».

Как оказалось, в его мастерской расположился мини-музей старинных часов, в котором продукции «Маяка» отведена отдельная экспозиция. 

DSC_9851.jpg

– Сердобские часы – это целая эпоха, – вдохновенно говорит Дмитрий Леонидович. – Десятки различных моделей, выпускавшихся с учетом моды на дизайн интерьера второй половины XX века и запросов потребителей. Несмотря на то что производство на «Маяке» было поточным, часы выпускали высочайшего качества, и многие экземпляры выглядят так изысканно, будто их делали индивидуально, на заказ. Вот, например, круглые настольные часы в хрустальном корпусе – в 1970-х хрусталь в СССР был безумно популярен. Часы с циферблатом, инкрустированным деревянным шпоном, с барометром, похожие на телевизор, на иллюминатор и даже на сковороду – фантазия художников «Маяка» была безграничной. 

Мастеру периодически приносят на ремонт или реставрацию подобные часы. Он берется за работу, благо комплектующие еще можно найти: из запасов, снятых со старых, уже негодных ходиков, которые целенаправленно скупаются у населения. Какое-то время Дмитрий Леонидович заказывал детали у знакомого токаря, но сейчас нет возможности. 

DSC_0040.jpg

По мнению мастера, возродить «Маяк» в его былом великолепии в наши дни вряд ли получится. 

– Рынок заполнен китайскими часами – как одноразовыми, так и отличного качества,  на любой вкус и кошелек. Доступны изделия всемирно известных брендов из Европы, Японии. Да и российскую продукцию можно найти на прилавках, например знаменитые с 1965 года командирские наручные часы Чистопольского завода, который чудом пережил и перестройку, и лихие 1990-е. Вновь запустить производство той же «кукушки», наверное, возможно в малых объемах, как эксклюзивный штучный товар, сохраняя прежние технологии. Правда, и стоить она будет соответственно. 

Кстати, сердобские ходики и сейчас можно найти в антикварных магазинах и на интернет-платформах. За пустой корпус, без механизма, продавцы просят от 4 тысяч рублей. А цена за исправные часы доходит до 16 тысяч. 

DSC_0077.jpg

Слава богу, еще жива, работает «главная кукушка» Пензы – в уличных часах, что рядом с Фонтанной площадью. Когда прохожу мимо искусно выполненной восьмиметровой башни и слышу знакомое «ку-ку», всякий раз переживаю приступ грусти. 

Цифра: более 15 млн часов с кукушкой было выпущено за всю историю завода «Маяк».

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER