Битва за детей: селф-харм и депрессивная музыка должны насторожить родителей

Битва за детей: селф-харм и депрессивная музыка должны насторожить родителей

Двойная жизнь

В пензенских школах идет работа по восстановлению сокращенных в рамках оптимизации и модернизации ставок школьных психологов. 

И родителям, и педагогам, и, главное, чиновникам от образования стало очевидно, что эти специалисты просто необходимы. Жизнь нынешних школьников полна стрессов, и без помощи профессионалов справиться с ними бывает сложно.

О том, как именно строится эта работа, мы поговорили с педагогом-психологом из средней школы с. Русский Камешкир Марией Алешковой.

Раньше в свободное время ученики читали книги, смотрели телевизор и играли на улице. А современные ребята фактически существуют в двух мирах — реальном и виртуальном. И им приходится гораздо сложнее, чем некогда их сверстникам. 

— Дети умудряются лазить по сайтам, писать сообщения и лайкать фотографии в соцсетях даже во время уроков, — сокрушается Мария Николаевна. 

А ведь информация, которую они получают, переходя с сайта на сайт, — это влияние извне, причем довольно агрессивное, утомляющее.

Даже взрослый человек, который умеет фильтровать поток информации, часто после работы в Интернете чувствует себя усталым, раздраженным, наполненным деструктивными мыслями. На детей это влияет еще сильнее.

К тому же современные школьники живут в состоянии вечного стресса: почти в каждом классе есть какие-то щекочущие нервы факторы. У первоклашек — адаптация к школьным требованиям. В 4-х, 9-х, 11-х классах — усиленная подготовка к экзаменам, в 5-х классах — привыкание к новым учителям. 

В каждом звене ученики пишут всероссийские проверочные работы: детям с начала года начинают твердить, что они должны усвоить материал, подготовиться, наверстать, подтянуться...

Плюс так называемый переходный период, когда происходит гормональная перестройка организма, подростки самоутверждаются, ищут себя, воюют с родителями и всем миром. 

Все это обостряется тем, что в глубинке, как у нас, многие мамы и папы вынуждены уезжать на заработки, а детей оставляют с бабушками. Результат —– недостаток общения и отдаление от самых близких людей. Это неизбежно, если члены семьи подолгу живут раздельно.

Где ребята ищут поддержки и утешения? В Интернете... И мы знаем, к чему это приводит. 

Поэтому у любого школьного психолога непаханое поле работы…

Тревожные звоночки

— Как изменился характер вашей работы в последнее время, учитывая вышесказанное? 

— Школьные психологи, социальные педагоги и учителя (мы в одной упряжке) тоже стали больше времени проводить в Интернете. Например, изучать соцсети, чтобы понимать, чем сейчас живут наши ученики. В прошлом году был ажиотаж по поводу суицидальных групп смерти. Нас он тоже затронул. Мы выявляли детей, состоящих в этих группах, работали с ними. Проблема в том, что не все ребята принимают педагогов в «друзья» и дают доступ к просмотру своей страницы. 

— Помимо членства в подозрительных группах, что может служить «звоночком» того, что с ребенком не все в порядке? 

— Есть демонстративные моменты, когда на страницах в соцсетях дети выставляют депрессивную музыку или так называемое селф-харм — это фото и видео порезов, синяков, ссадин... Чаще всего таким образом ребенок просит о помощи, это говорит о проблемах в семье, в отношениях с одноклассниками. 

— А как работаете с ребятами в «реале»?

— По разработанному плану провожу в классах занятия, беседы, консультации. Много информации дают различные диагностики на уровень тревожности, агрессии. Есть и специальные методики, выявляющие склонность к суициду. В прошлом году, например, я использовала методику незаконченных предложений и у одной старшеклассницы обнаружились большие проблемы, из которых она не видела выхода. Внешне все было нормально: девочка вроде бы вела себя спокойно, хорошо училась.

Начали с ней работать, а там… Выяснилось, что папы у нее нет. У семьи очень сложное материальное положение плюс напряженные отношения с мамой. Приходилось подстраиваться под жесткие условия, жизнь казалась невыносимой, и у девочки появились плохие мысли. 

Психолог не в силах изменить ситуацию, но помогает взглянуть на нее иначе. 


Кто бы маму с папой научил…

— Кстати, а как строятся ваши отношения с родителями? Ведь без их помощи многие проблемы решить невозможно. 

— С родителями иногда бывает сложно. Не все воспринимают школьных психологов серьезно, многие считают их лишним звеном образовательной системы. Рассуждают, что раз в их время без этого обходились, то и сейчас можно.
Увы, некоторым мамам и папам проще отпороть ребенка, если он ведет себя «непонятно». А вот лишний раз обнять его, по душам поговорить и разобраться, что с ним не так, — на это нет времени... 

Очень много проблем возникает из-за того, что дети разбалованы. То есть сначала ребенку все позволяют, а потом жалуются, что он вырос неуправляемым. 

— Насколько охотно подростки идут на контакт со школьным психологом? Ведь если они не доверяют родителям, то легко ли им раскрыться перед посторонним? 

— Не могу сказать, что дети меня считают посторонней. Я всегда рядом, много с ними общаюсь, периодически заменяю учителей на уроках. Это в городских школах психолог из-за большого количества учащихся не может иногда познакомиться со всеми. В нашей школе 513 ребят, знаю каждого.

Девочки часто приходят ко мне просто побеседовать: выговорилась, отвела душу и успокоилась. С другими контактируем через совместные занятия, внеурочную работу. Ведь задача педагога-психолога — любыми способами снять тревожность, повысить самооценку ребенка, успокоить и поддержать его. 

— Как вы считаете, родителям под силу самостоятельно разрулить проблему, если они видят, что с ребенком что-то не так, или помощь специалиста обязательна? 

— Сложный вопрос. В каждом конкретном случае все очень индивидуально. Но если проблема серьезная и тем более есть намеки на склонность к суициду, я бы била во все колокола, обратилась к профессионалам. Зачем отказываться от помощи? Здесь любые средства хороши, лишь бы спасти ребенка, направить его на правильную стезю.
Вместе преодолеть трудную ситуацию легче. И взгляд со стороны очень важен. 

Я, например, во время одного из семинаров в Пензе познакомилась с руководителем общественной организации «Круг доверия» Натальей Маньченковой.
Сначала мы общались дистанционно, а в прошлом году пригласила Наталью и ее специалистов к нам — поработать с учениками. С тех пор эта организация как бы шефствует над нашей школой. Чем больше людей будут заинтересованы в том, чтобы у ребят все было хорошо, тем лучше. 

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное