Автохламу — бой! Пензу избавят от брошенных машин

Автохламу — бой! Пензу избавят от брошенных машин

В Пензе, как и во многих городах страны, объявлена война брошенным автомобилям. Глава администрации города Виктор Кувайцев подписал постановление, узаконивающее отправку бесхозных машин на спецстоянку. Для чего это нужно и не являются ли такие действия посягательством на частную собственность граждан? Мы решили разобраться. 

Машины преткновения

Проблема брошенного транспорта актуальна для всех городов мира. Автомобили мешают очистке улиц, закрывают проезды, занимают драгоценные парковочные места и вообще портят облик дворов, микрорайонов и города в целом.

Интересно, что первый случай оставления машины без внимания хозяина был зафиксирован в Пензе летом 1917 года.
«Безхозный грузовой автомобиль растаскивают по частям, — писала губернская газета «Известия». — Еще пара месяцев — и от него ничего не останется».

Кстати, в те годы по Пензе колесило всего около полусотни машин. Сегодня в областном центре можно увидеть десятки оставленной без присмотра колесной техники: грузовиков, мотоциклов и легковых машин. 

Значительная их часть припаркована вдоль тротуаров и дорог, что сильно затрудняет работу коммунальных служб. Многие железные кони давно разукомплектованы, а некоторые вообще превратились в подобие мусорных контейнеров.

Ясно, что с ростом автопарка проблема будет усугубляться. Так что решение мэра Пензы было необходимым. 

Автохламу — бой!

При разработке постановления о брошенном транспорте городские власти учитывали опыт, накопленный при реализации порядка демонтажа самовольно установленных гаражей, ограждений, парковочных столбиков и цепочек и так далее. За два года принятый порядок действий хорошо обкатали, документ развязал руки в борьбе с незаконными объектами. Как итог — в городе стало заметно чище и свободнее. 

Также брался во внимание опыт соседних регионов.
— Первыми в стране борьбу с брошенным транспортом начали власти Москвы в 2013 году, — говорит руководитель правового управления администрации Пензы Всеволод Пилипенко. — Затем эстафету подхватили другие крупные мегаполисы. И вот теперь очередь дошла до нас.

Интересен опыт Казани. Там заявить о наличии брошенного автомобиля можно на городском портале «Народный контроль». По закону власти обязаны реагировать на такие обращения.   

Кладовка на колесах

Почему появляются брошенные машины? Найти однозначный ответ непросто. Кто-то уезжает на длительный срок на заработки, кто-то перестает ездить по причине здоровья, ну а кто-то, поменяв свою ласточку, не утруждается вопросом об утилизации старой. 

Кстати, удовольствие это не из дешевых. Ведь часто выручка от сдачи такой машины в металлолом едва покрывает затраты на ее эвакуацию…  

Под категорию брошенного транспорта подпадают не все автомобили под открытым небом. 
— Я перестал ездить лет десять назад, — рассказывает житель улицы Ладожской Ефим Сериков. — Гаража у меня нет, и машина стоит на улице. 

Пенсионер припарковал свой жигуленок подальше от пешеходных троп и следит за ним: моет, накачивает колеса и так далее. Использует машину как кладовку. Такой автомобиль бесхозным не признают — он не имеет признаков бесхозности, которые перечислены в постановлении мэра.  

— Во-первых, это разукомплектованность, — объясняет Всеволод Николаевич. — Во-вторых, автомобили, которые стали местом скопления мусора, веток, снега и так далее. Ну и в-третьих, имеющие повреждения одного или нескольких колес. 


Процедура

Сообщить городским властям о бесхозном транспорте может кто угодно: полиция, жители, коммунальщики и журналисты. 

После получения информации в течение трех дней администрация района, на территории которого авто было обнаружено, должна организовать комиссионный осмотр машины с составлением соответствующего акта. 

Затем в течение 30 рабочих дней проводится работа по выявлению собственника автомобиля (срок может быть продлен еще на 30 рабочих дней, если ответы на запросы не поступили). 

Если хозяин машины найдется, его уведомляют о том, что в течение 10 дней он должен принять меры к перемещению своего имущества в другое место либо его утилизировать.

В случае если розыски хозяина не увенчались успехом, на сайте администрации Пензы публикуется объявление о предложении владельцу в 10-дневный срок убрать свой автомобиль. Такая же информация размещается и на самой брошенной машине.

Если через месяц никаких действий предпринято не будет, то автомобиль перемещается на специализированную стоянку, где будет находиться до решения суда, признающего бесхозное транспортное средство муниципальной собственностью. 

Иногда определить собственника непросто. Речь идет о тех случаях, когда на машине отсутствуют номерные знаки. В этом случае после перемещения автомобиля на стоянку он в присутствии комиссии вскрывается и по номеру VIN определяется владелец. Тому посылают соответствующее уведомление, и если в течение месяца он не откликается, то материалы направляются в суд.

А что дальше?

— Если транспорт удастся починить, то он будет использован для муниципальных нужд, — разъясняет Всеволод Николаевич. — Если нет — пойдет на утилизацию. 

Кстати, забрать автомобиль со стоянки его хозяин сможет в любое время до вступления в силу судебного решения о признании его муниципальной собственностью. Правда, придется возместить расходы, связанные с перемещением и хранением транспортного средства.     

Конечно, проблемы с брошенным транспортом актуальны для крупных городов. В районах на такие случаи смотрят сквозь пальцы.

Пока говорить о результатах эвакуационной кампании рано. Постановление только-только  вступило в силу. Однако в мэрии обещают, что уже к новому году обшарпанных и полусгнивших машин в Пензе не останется. 

КСТАТИ
Городские власти будут заниматься брошенным транспортом только в том случае, если он находится на муниципальных землях. Порядок не распространяется на частные территории и на отмежеванные зоны под многоквартирное домостроение.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER