Алексей Фадеев из Кузнецка закрыл собой старшего брата от минометного огня

Теперь смысл жизни старшего брата и его семьи — помогать тем, кто на фронте

Алексей Фадеев из Кузнецка закрыл собой старшего брата от минометного огня

Мы сидим на уютной кухне Фадеевых. По чашкам разлит крепкий чай, но он не лезет в горло. Давит непривычная тишина стен. Много лет в этом доме было весело и шумно. А теперь эти счастливые дни — словно сон, который не повторится.  

Будто близнецы

В соседней комнате на комоде — орден Мужества в коробочке на бархатной алой подложке. Это посмертная награда солдата. Рядом портрет, сделанный где-то на привале. С фотографии смотрит парень в военной форме, улыбается. На стекле отсветы лампадки. Она горит, не угасая, с тех пор, как родители похоронили сына.

Олег и Леша были погодками. Но все делали вместе, будто близнецы. Олег называл брата Малой. Тот как будто не торопился взрослеть. В комнате братьев на его кровати до сих пор лежат любимая подушка-котенок и смешная мягкая игрушка — мишка. 



Леша (спортсмен-боксер) был сильным и смелым, но не стеснялся, как многие его ровесники, проявлять эмоции и нежность. А когда пришла пора суровых испытаний, он поступил как настоящий мужчина. 

«Ленчика больше нет» 

Как складывается жизнь… Братья не должны были так скоро пойти в армию. Один учился в колледже, другой поступил в институт. Но в какой-то момент вдруг оба осознали, что выбрали не те профессии, и решили уйти из учебных заведений. А тут призыв — повестки пришли одновременно. Оказались в одних войсках (мотострелковых), в одной роте. Радовались, что вместе.

— Олег, когда звонил, говорил, что Леша в армии вымахал. На полголовы вырос, выше него стал, — рассказывает мама парней Ольга Фадеева.  
Ребята прослужили год. А потом в стране завертелись известные события. Судьба распорядилась так, что братья вместе оказались и в зоне СВО. Родители жили от связи до связи. На позициях бойцам нельзя было использовать сотовые телефоны.   

Беда случилась через месяц, в конце марта. 
  
— В тот день я не находила себе места. У меня было много своих забот, но я зачем-то поехала с мужем по его делам. Хорошо, что он был рядом, когда пришли плохие вести. 

Зазвонил телефон:

— Мама,  я в Валуйках (приграничное село в Белгородской области. – Авт.), меня везут в госпиталь!

На виске у Ольги лихорадочно забилась синяя жилка. 

— И тут я осознала, что Олег говорит «я», а раньше всегда было «мы». Поняла: что-то случилось. Спросила: «А где Леша?!»

— Ленчика больше нет…

Страшный час

Земля уходила из-под ног. А надо было собраться и действовать. Фадеевы отправились разыскивать сыновей.
 
— Сначала приехали к Олегу в госпиталь. Шла операция. У него было два осколка в голове, рука очень сильно пострадала. Хирурги сперва не давали никаких шансов, что смогут ее сохранить, — пересохшим голосом рассказывает Ольга. — Мы ждали, когда выйдет врач. Потом Олега привезли в палату — в бинтах, еще не отошедшего толком после наркоза. Мы обняли его. Сказали: «Держись, сынок!»

Позже Олег рассказал о случившемся: как разорвался первый снаряд, как тело обожгла боль. 

«Кажется, мне в ногу прилетело»,  — успел крикнуть он. 

А обстрел продолжался. И Лешка, не раздумывая, закрыл старшего брата своим телом, принимая огонь на себя. 

«Я слышал его последний вздох», — рассказал  Олег. 

Сослуживец Кан-Демир Лопсан-Комбу вытащил раненого с поля боя, погрузил в БТР. А он, проваливаясь в забытье, все просил, чтобы обязательно забрали и Алешку. Чтобы брат — живой или мертвый — не остался там, на поругание врагу.   

И вот пришел горький час опознания. Алексей-отец в последний раз увидел Алексея-сына. 

Груз 200 военные доставили в Ростов. Тогда много наших ребят погибло. 

Оказавшись в помещении с гробами в ряд, Фадеев-старший почувствовал всю неотвратимость беды. И пошел ей навстречу.

— Хотел убедиться сам: это он, наш сын. Нет никакой ошибки.

Ошибки не было... 

— Я опознавал его по татуировкам. У него на запястьях были буквы «Л» и «К». Они с девушкой Ксенией еще до его ухода в армию сделали одинаковые наколки. У них все было серьезно. Говорил ей: «Вот вернусь — и быть свадьбе. Сделаю тебе предложение». По этим буквам его и узнал…

У Алексея перехватывает дыхание. Он не может продолжать разговор и уходит в соседнюю комнату. Возвращается с покрасневшими глазами.  
Какое-то время мы молчим. 

Кузнецк — на помощь фронту

Ситуацию разряжает звонок. Привезли мед бойцам — для очередной партии гуманитарного груза, который собирают и отвозят на фронт Фадеевы. 
Алексей уходит. Начинается разгрузка. За этими делами чуть тает глыба льда, которая охватила сердце, чуть легче дышать.  

— После смерти сына мы полгода были как замороженные. Ничего не могли делать, — продолжает Ольга. — Раньше занимались мебелью, а теперь сдаем  свой цех в аренду. Живем на эти деньги. Наша главная задача сейчас помогать тем, кто находится в зоне боевых действий. 



Война есть война. Фадеевы прекрасно понимали, что на фронте нет ничего лишнего. Они организовали группу в Телеграме (теперь в ней уже 6 тысяч человек) и стали собирать сухпайки, консервы, теплую одежду, обувь.

В сентябре Алексей повез первую партию в зону СВО. Ольга была рядом с ним. 

— Мы хотели убедиться, что вещи попадут именно туда, где больше всего нужны, а не осядут на складах, — объясняет Алексей. — Так и стали ездить.

Стараемся попасть к своим — пензенцам, кузнечанам. Машину узнают по номеру региона — 58, по надписи «Кузнецк». Встретиться с земляками получается не всегда — это же не детский лагерь, а зона боев. К тому же все бойцы на фронте наши, всем нужна поддержка тыла. 

В последний раз были на границе с Белгородской областью, на Херсонском направлении — на пяти точках. К Фадеевым присоединились еще добровольцы — набралось несколько машин.  

Хотим помочь! 

Мы с Ольгой тоже идем поздороваться с пчеловодами. В просторном сарае, напоминающем больше ангар, — коробки, коробки, коробки. Вот медикаменты, вот теплые берцы — подарок местного предпринимателя, вот консервы, там — стеллажи с водой в пятилитровках и полторашках. 

Андрей Рябцев и Сергей Горболысов привезли большие пластиковые ведра с медом и круги воска.

— Мы тоже хотим помочь! — говорит Андрей. — Чем можем. Нельзя же сидеть сложа руки. Из воска наши, кузнецкие, женщины делают специальные окопные свечи.  

Фадеевы объясняют: в банках от консервированной кукурузы и горошка укрепляется гофра, наливается воск и вставляется фитиль. Такая свеча горит долго, несколько часов. А главное, ее можно обхватить ладонями и согреться. 

Еще Алексей показывает мне запаянный в пластик борщ. Там смесь сушеных овощей, специй, зелени… 

— Это тоже наши женщины придумали, — гордится он. — Сами все сушат, с любовью. Заливаешь кипятком, настоится — и готово. Вкусный, ароматный — как домашний. Я сам пробовал.

— Кто-то сухари сушит, кто-то носки вяжет, — улыбается Ольга. — Хоть малую лепту, да стараются внести люди. Носки и сухари в армии всегда нужны. Ведь ребята в полевых условиях: негде вещи сушить, и готовить не всегда есть возможность. И письма, которые бойцам пишут, тоже с радостью разбирают и читают. Это знак: дома помнят, любят, ждут. 



Пчеловоды, разгрузив машину, уезжают. Мы возвращаемся в дом.  

Алексей говорит очень серьезно: 

— Продукты, вещи — это хорошо.  Но еще нужнее современная техника. Ребята просят привезти приборы ночного видения, бинокли, дроны, крепкие бронежилеты, радиостанции. К примеру, рация  берет на несколько десятков километров, а радиостанция — на 200. И ребята не потеряют связь со своими. А ночные приборы спасут не одну жизнь. Ведь противника техникой накачивает НАТО, а для наших ночью без нее он может стать невидимым. Сейчас собираем деньги. Знать бы еще, где ее найти. Это непросто. 

Олег помогает родителям со сбором помощи и с поисками. Сейчас он живет в Пензе. Используя деньги, выплаченные за ранение, купил квартиру в ипотеку. Продолжает лечиться, разрабатывать руку — она еще плохо слушается. И очень тоскует по брату. Недавно семья побывала на передаче у Андрея Малахова, посвященной подвигу Леши. История Фадеевых прозвучала на всю страну.  

Домашнее тепло

Однако они не искали славы. Хотели только одного — сохранить память о сыне и помогать тем, кто еще сражается. 
Теперь Фадеевы потихоньку готовятся к новой отправке гуманитарного груза. Предвкушают встречу с людьми, которые стали как родные. Например, обязательно заезжают в одну приграничную деревеньку в Белгородской области. 

— Наш регион далеко от боевых действий, и многие живут как прежде, как будто ничего не случилось.  А там фронт  в нескольких километрах, время от времени прилетают снаряды. И часто то на ту сторону, то на эту перемещаются наши бойцы. Так вот местные женщины — матери, бабушки — по своей инициативе стали готовить горячие обеды для солдат. Варят щи, второе, компот, пекут пирожки. Стараются ребят накормить домашней едой, — с теплотой рассказывает о сельчанках Ольга. — Они делают это каждый день. Сколотили что-то вроде навеса, поставили столы, лавки. Собирается порой до 100 человек. И для каждой женщины большая честь, если выпадет стоять на раздаче, разливая горячее по тарелкам. Мне тоже довелось. Я видела благодарные глаза ребят. Каждая мать, думаю, накормила бы с радостью чьего-то сына, оторванного от дома. А душевное тепло необходимо нашим бойцам, наверное, даже больше, чем еда.  
А ведь там живут простые сельчанки, у многих скромные пенсии. Мы стали возить туда консервы, крупы, овощи. 

Сейчас холодно, импровизированную столовую утеплили. И согревает ее наша печка-буржуйка, переданная кузнечанами. 

Пути Господни неисповедимы 

Все для фронта, все для Победы! Как в ту, далекую войну. Впрочем, не так уж она и далека. Не забыть.

Вот рядышком лежат два больших портрета. На одном — Алексей, на втором — его прадед, тоже Алексей. 

Их несли родные в мае 2022 года в Бессмертном полку — солдат Великой Отечественной шел плечом к плечу с погибшим на Донбассе. 

В честь героического родственника Лешу и назвали.  



Дед Владимир Алексеевич с грустью смотрит на дорогие лица на фото:

— Мой отец и мой внук, — словно про себя, повторяет он, мигает сухими, воспаленными глазами. — Никак не мог подумать, что понесу на 9 Мая и портрет внука…

Удивительная у этой семьи история. 

Когда началась война, прадед Леши был сельским учителем — физику и математику преподавал. У него была бронь, но он пошел на фронт добровольцем. 

— Попал в окружение. Думал, это конец. И дал обет: «Господи, если ты есть, то дай мне выйти отсюда живым. А я всю жизнь буду служить тебе». Каким-то чудом ему удалось выйти к своим, — рассказывает глава семьи. — Позже его комиссовали по ранению. Множество его наград хранится в нашей семье, в том числе и два ордена Славы. 

После войны дед продолжил работать в школе, но душа не знала покоя. Один ребенок в семье родился — умер во младенчестве, потом то же произошло со вторым. И приснился деду сон: яркий свет, чей-то силуэт, и голос: «Что же ты забыл об обещании, которое давал?» Так он пришел к Богу и начал выполнять обет, которому больше не изменял до конца жизни. 

В семье священника родилось шестеро детей — здоровых и крепких. 

Фадеевы — люди верующие. Не ропщут на Бога. Но душу все равно терзает вопрос: для чего посланы такие испытания, что не каждому дано выдержать? 
Я тоже думаю об этом. Может быть, для спасения других жизней, других душ? Ведь очищаются они добром и любовью к ближнему. 

— Можно есть черствый хлеб и быть счастливым! Никакие материальные блага не важны — лишь бы были живы и здоровы наши близкие, — смотрит на фотографии сыновей в бывшей детской Алексей Фадеев.   

Вот они рядышком — такие похожие, в военной форме. И вправду как близнецы. Брат был с братом до последнего вздоха. 
А вот Леша — совсем ребенок, весело хохочет, в глазах озорные искорки. 

«Они улыбались, как дети, и в небо шагали», — вспоминаются слова из песни Шамана «Встанем».  

Для того чтобы помнить, Фадеевым не нужно раз за разом перелистывать старый альбом. Их память — благое дело.  

Подъехала очередная машина с вещами. Оживляется Ольга, у Алексея разглаживаются горькие морщинки на лбу, когда он отвечает на бесконечные телефонные звонки. 

— Мы уже не сможем жить как прежде. Мы должны помогать. Пока все это не кончится, — провожают меня они.

P.S.

Супруги Фадеевы благодарят свои группы поддержки, которые помогают им  в сборе гуманитарного груза и доставке его участникам СВО.

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке

Популярное