Коммунальный детектив по-пензенски

Коммунальный детектив по-пензенски

Его взяли теплым майским вечером, когда он вместе с женой спустился с трапа самолета

Он был в прекрасном расположении духа — а в каком еще может быть человек, который вчера отпраздновал день рождения и вернулся из отпуска в Арабских Эмиратах? Мажорная мелодия оборвалась, когда перед ним возникли оперативники.

— Можете сделать звонок адвокату. Вам придется проехать с нами.

Через пару часов его привезли в город, который несколько лет назад он едва не поставил на колени. Город, криминальная история вокруг которого вышла далеко за пределы России и затронула даже далекие Сейшельские острова.

Скандальная сделка

Что такое водоканал для города? Это как для человека кровеносная система. Нарушится его работа — возникнет угроза жизни города. А значит, кто владеет водоканалом, тот получает большие возможности…

В начале 2011 года по Кузнецку прокатился слух: муниципальный горводоканал, который почти пять лет пребывал в незавидном звании банкрота, продали какому-то частнику. И за сколько – буквально за копейки! Шесть с небольшим миллионов рублей — за водопроводные и канализационные сети, насосные станции, которые обслуживают стотысячный город!

Слух возник не на пустом месте. Все имущество водоканала (включая то, что было на земле и под землей) всего за 1,5%  рыночной стоимости приобрела никому не известная фирма «Коммунальные системы — СКМ групп». Власти города оказались в затруднительном положении. Чтобы не оставить жителей Кузнецка без воды, нужно было договариваться с новым владельцем об условиях сотрудничества. В перспективе это требовало от бюджета гораздо больше денег, чем заплатил за весь горводоканал его новый хозяин.

А кто, кстати, новый хозяин? Ответ на этот вопрос пришлось искать сотрудникам полиции, которым поступило заявление с просьбой проверить закон­ность сделки по продаже пред­приятия-монополиста.

Расследование поручили одному из самых опытных сотрудников — старшему следователю по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ УМВД России по Пензенской области подполковнику юстиции Елене Зинченко.

Родственные связи

Чтобы распутать эту историю, постепенно, шаг за шагом восстанавливая одно событие за другим, следователю и оперативникам потребовался не один месяц — настолько хитро были запутаны следы.

Кузнецкий горводоканал был объявлен банкротом в 2006 году по инициативе налоговой инспекции. У предприятия на тот момент были долги: с учетом штрафов — около 15 млн. рублей. Областной арбитражный суд ввел на водоканале процедуру оздоровления. И назначил конкурсным управляющим Вадима Кувшинова — широко извест­ного в деловых кругах Пензы предпринимателя.

Закон предполагает, что конкурсный управляющий должен сначала сделать попытку «вылечить» предприятие – вернуть ему финансовую состоятельность. А если после всех реанимационных мер окажется, что пациент скорее мертв, чем жив, — распродать его по частям и раздать деньги кредиторам.

— На посту управляющего Вадим Кувшинов повел себя крайне странно, — рассказывает Елена Зинченко. — Вместо того, чтобы уменьшить долги монополиста, он их увеличивал. При нем размер обязательств горводоканала вырос до девятизначной суммы. Несколько миллионов стоила одна только оценка экспертов, которые посчитали: рыночная стоимость предприятия составляет более 380 млн. рублей.

Осенью 2010 года Кувшинов неожиданно сложил с себя полномочия управляющего. Взамен арбитражный суд назначил на ответственный пост жительницу соседней Республики Мордовия Любовь Дурдаеву. Именно ее подписи стояли на всех документах по продаже имущества водоканала.

Оперативники стали собирать все возможные данные о ее личности — и тут обнаружились первые странности. Оказалось, что необходимого опыта руководящей работы у нее не было – записи в трудовой книжке были поддельными. На курсах арбитражных управляющих она фактически не училась. С такими характеристиками арбитражный суд не должен был назначить ее; но судьи ведь не знали, что документы  липовые.

Это была первая зацепка на пути расследова­ния большой аферы.

Призрачная реальность

Второй зацепкой была фирма, ставшая новым владельцем гор­водоканала. Следствие выяснило: организация была зарегист­рирована в Москве всего за пару недель до того, как приобрела имущество предприятия. А продали его далеко не с первой попытки — по крайней мере, на бумаге.

Когда управляющим горводоканала был Вадим Кувшинов, он разработал положение о порядке реализации имущества предприятия. Документ гласил: если имущество не находит покупателя на трех торгах подряд, оно выставляется на продажу путем публичного предложения. И в этом случае его могли отдать почти за бесценок.

На первых торгах имущество продают по максимальной стоимости, на повторных — со скидкой 10%, на третьих — еще немного дешевле.

Следователь стала выяснять: принимал ли кто-нибудь участие в этих торгах? Захотел ли кто-нибудь стать владельцем горводоканала сразу? И выяснила: никаких торгов на самом деле не было!
— Организацией их занималась фирма, которая находилась в Саратове. Объявления о проведении торгов действительно выходили — они печатались в столичной газете «КоммерсантЪ». Но местом их проведения был указан адрес в Москве, которого на самом деле не существовало! — рассказывает Елена Зинченко. — Даже если бы кто-нибудь хотел приобрести имущество водоканала — реальной возможности сделать это не было.

Но претендентов не нашлось. Все ждали последнего, решающего раунда — продажи путем публичного предложения.

Суть этой процедуры, на пер­вый взгляд, проста. Потенциальные покупатели подают заявки на покупку имущества — каждый указывает свою цену. Заявки принимают в закрытых конвертах, затем их вскрывают — и побеждает тот, кто предложил самую высокую цену.

При этом в объявлении о продаже путем публичного предложения должна быть указана минимальная стоимость имущества. Она составляла немногим больше 6 млн. рублей. Но в том объявлении, которое было напечатано в «Коммерсанте», этой очень важной цифры не было!

Один из кузнецких предпринимателей внимательно следил за развитием ситуации с горводоканалом. Узнав о продаже путем публичного предложения, он решил вступить в дело — за имущество предприятия-монополиста он готов был заплатить 55 млн. рублей. Коммерсант приехал в Москву, нашел указанный в объявлении адрес, по которому должны были принимать заявки от участников, но… не смог отдать свою заявку — ее никто не принял!

Рассерженный бизнесмен приехал в Пензу, где находился офис временной управляющей горводоканала, но… ее нигде не было! Люди в офисе сказали, что не знают, где она. В итоге предприниматель «пролетел» мимо выгодного предложения, а вскоре узнал, что никому не известная фирма из Москвы приобрела водоканал почти в десять раз дешевле предложенной им суммы!

Подставные лица

Все ниточки дела вели к загадочному владельцу горводоканала. Елена Зинченко понимала: если узнать, кто на самом деле стоит за этой фирмой, — дело будет раскрыто. Но как это выяснить?
Очень быстро стало понятно, что «Коммунальные системы — СКМ групп» — типичная однодневка. Ее уставной капитал составлял смешные 10 тысяч рублей, а директор фирмы Олег Терешкин был «прямым наследником» зиц-председателя Фунта. С полицейскими он общался неохотно, говорил, что директором его наняли по объявлению и кто на самом деле стоит за его конторой, он не в курсе.

Это действительно была загадка. По документам 99 процентов уставного капитала фирмы внесла компания «Аролейн Фай­нэншл Лтд», зарегистрированная на Сейшельских островах — в одном из самых известных мировых оффшоров. Многие коммерсанты из России предпочитают иметь свои фирмы на Сейшелах — власти этого государства не раскрывают данные о владельцах компаний.

— Мы поняли, что если узнать, кто стоит за этой фирмой, — половина дела сделана. В налоговой инспекции в Москве изъяли документы. Часть из них была зарегистрирована нотариусом в Велико­британии. Мы направляли запросы и в Британию, и на Сейшелы — но время шло, а ответов не было, — продолжает Елена Зинченко.

Из оперативных источников было известно, что с историей продажи горводоканала как-то связан Вадим Кувшинов. Но как? Дело напоминало головоломку из сотен кусочков, которые никак не вставали на место.

Приз для сыщиков

Почти год следователь Елена Зинченко и Владимир Демидов, начальник отделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по городу Кузнецку, осуществлявший оперативное сопровождение уголовного дела, провели в постоянных командировках между Пензой и Москвой. Расследование приводило их то в Саратов, то во Владимирскую область.

За это время сыщики прошли пешком не одну сотню километров. Однажды они получили информацию, что на торги с заявкой обращалась организация из подмосковного Ногинска. Следователь и оперативник обошли весь город в поисках нужной фирмы – но ни единого ее следа не было. На сотни запросов приходили ответы, но ни в одном из них не было самых важных сведений.

Говорят, упорство и труд все перетрут. После долгих месяцев расследования сыщикам наконец улыбнулась удача.

— Чтобы организовать фирму на Сейшелах, необязательно туда выезжать — можно оформить все в России. Мы стали вычислять, какая фирма может быть причаст­на к нашему делу, — вспоминает Елена Зинченко. — Пошли логическим путем. Предположили: если Кувшинов часто появляется в Москве, то такими услугами он мог воспользоваться именно в столице. Но в Москве около 30 тысяч фирм, которые оказывают услуги по созданию фирм с иностранным капиталом в оффшорных зонах. Искать ее — все равно что пытаться найти иголку в стоге сена. В поисках нам помогали все, кто только мог: и администрация Кузнецка, и представительство Пензенской обла­сти при Правительстве России.

Выручили логика и упорство. Из оперативных данных мы знали, что Кувшинов привык за свои деньги получать все самое лучшее. И стали в поисках его следов отрабатывать самые крупные фирмы. Мы тыкались, как слепые котята. И снова нам улыбнулась удача. Когда мы пришли в одну из таких компаний и объяснили, в чем дело, нам вскоре вынесли целую пачку распечатанных документов. Бумаги свидетельствовали, что Вадим Кувшинов обращался к ним для приобретения известной нам фирмы и каждый год платит за поддержание ее в «рабочем» состоянии. Нам предоставили электронную переписку, копии других документов, которые подтверждали: именно Вадим Кувшинов является бенефициарным владель­цем международной коммерческой компании «Аролейн Файнэншл Лтд». Именно он и стал истинным владельцем кузнецкого гор­во­до­канала.

Занавес поднялся

Узнав, что на самом деле за делом стоит именно тот, кого они искали, сыщики стали раз­матывать клубок, обнаруживая все новые и новые доказательства. Детали пазла вставали на место, картинка складывалась в единое целое.

В ходе одного из обысков оперативники получили свидетельства того, что Любовь Дурдаева — родная сестра жены Вадима Кувшинова. Именно он предложил Дурдаевой стать арбитражным управляющим.

— Ему нужен был человек, который полностью ему доверял, ничего не понимал и при этом выполнял все его указания, — объясняет Елена Зинченко. — Он рассчитывал уйти в тень и при этом держать ситуацию под контролем. У Кувшинова хорошее чутье, он быстро понял: если купить имущество горводоканала задаром и потом предложить его взять в аренду городу, то администрация никуда не денется. Договор аренды можно составить таким образом, что и ремонт коммуникаций можно было бы навязать городу. Перспектива была заманчивая и обещала большую прибыль.

Чтобы довести горводоканал до ручки, не требовалось больших усилий. Добиться назначения Дурдаевой конкурсным управляющим — тоже. (Вадим Кувшинов возглавлял Поволжскую саморегулируемую организацию профессиональных арбитражных управляющих, у него были самые разные связи). Чтобы формально провести торги, требовалось всего лишь договориться с нужными людьми и раздать указания. Услуга по покупке компании на Сейшелах обошлась Вадиму Кувшинову меньше чем в 100 тыс. рублей, регистрация фирмы-однодневки для сделки по покупке горводоканала  и того дешевле.

Кульминацией расследования стало задержание Вадима Кувшинова. Это произошло вечером 9 мая 2013 года в аэропорту Пензы.

— Наше появление было для него настолько неожиданным, что он был в шоке, — вспоминает Александр Демидов. — Он не сопротивлялся, поехал с нами. Всю дорогу он разговаривал с адвокатами.

В Кузнецке по решению суда его взяли под арест. На Кувшинова работала целая команда адвокатов. Они исследовали квалификацию и правильность дейст­вий следствия бук-вально под лупой, писали жалобы во все инстанции. Когда дело дошло до суда, Вадим Кувшинов — до того отказывавшийся давать показания – полностью признал свою вину. Суд признал его виновным в мошенничестве и приговорил к полутора годам лишения свободы. (Так как Кувшинов был заключен под стражу до суда, когда был вынесен приговор, он отсидел уже значительную часть срока. А сейчас он на свободе)

Человек, придумавший и воплотивший в жизнь сценарий продажи горводоканала, получил наказание. Все имущество предприятия-монополиста вернули муниципалитету. Жители Кузнецка от истории с горводоканалом не пострадали.

Ради этого стоит исколесить тысячи километров, подготовить сотни документов, опросить десятки свидетелей, собрать все это в тысячи страниц уголовного дела и потратить на это почти два года жизни.

Автор: Сергей ПОПЛЕВИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное