Валерий Усов: «Страшно быть нищим духом»

Валерий Усов: «Страшно быть нищим духом»

Один кризис ударил по деньгам, второй — по мозгам, а этот — по чувствам. Так считает руководитель авторского центра «NOTA BENE»

Нечего на рынок пенять...

— Валерий Роландович, недавно на каком-то семинаре вы говорили о том, чего руководитель не должен делать во время кризиса. Поделитесь своими соображениями и с нашими читателями. Развейте миф о неизбежных сокращениях и прочих ужасах… Может, никакого кризиса и нет?
— Ну, если лидеры и вожди говорят, что кризис есть — значит есть. Просто у каждого свой кризис, точнее, каждого он коснулся по-своему.
Нет кризиса «вообще». Он в каждом случае разный. Где-то сократили людей и производство, где-то совсем закрыли, а где-то, наоборот, открыли.

— На вас текущая ситуация отразилась?
— Никак не отразилась, если не считать раздражения от постоянного негатива, исходящего из новостей. Как говорил профессор Преображенский: «Никогда не читайте перед обедом советских газет». Добавлю: и не смотрите ТВ перед сном.

Объем работы у меня всегда один и тот же. В эти дни мы уже трудимся над сложным и очень интересным заказом на август, есть заказы, которые идут весь год, «заряжен» и 2016-й.
Я уверен, что объем заказов на услуги зависит от продавца услуг и больше ни от чего. Сделайте услугу не только важной, но и незаменимой, и люди сами выстроятся в очередь. А пенять на рынок много мудрости не нужно.

Не ждать, что тебя поймут

— Существуют ли какие-то обязательные правила поведения во время так называемого экономического кризиса? Может, дадите какие-то советы?
— Есть такое выражение: «Не советуйте, если вас не просят. Если просят, тоже не советуйте».

Тонкая шуточка — не для всех, как сказал бы Жванецкий.

Я не люблю правила. Предпочитаю «секреты». И всегда провожу аналогию с семьей. Каковы же «секреты» для разрешения кризиса отношений между мужчиной и женщиной? Не стоит рассчитывать на взаимопонимание. Это заблуждение. Поэтому и случаются разводы: каждый ждал, что его «поймут». А не случилось. Как же быть? Еще раз: нужно не рассчитывать на взаимопонимание, а договариваться и верить друг другу. Мы этого не умеем, и никто нас этому не учит.

И в бизнесе так же: самое главное — договариваться и соблюдать договоренности. Ничего больше не нужно. Но мы ведь плохо делаем и то, и другое.

— Кризисы случаются с завидной периодичностью. Есть ли кардинальные отличия между ними? Люди умнеют, делают выводы?
— То, что происходит сейчас, отличается от подобного в прошлом. Раньше в кризисные моменты нашей жизни было много идеологии, политики. Чуть позже — экономики.

Этот кризис я ощущаю как кризис человеческих отношений. В мире в целом. Это и управленче­ский кризис. Не справляемся мы, люди, с тем, что сами натворили, слабоваты мы как управленцы!
Но на пороге новый кризис. В него входят наши 15- и 16-летние. Я говорю о кризисе образа будущего. О вере. Нет его — образа будущего. И веры нет. Этот кризис – следствие кризиса человеческих отношений. Сегодня на наше «Надо!» дитя отвечает: «А зачем?». И утыкается в социальные сети.

Что касается того, делают ли люди выводы… Люди учатся очень плохо. Парадокс нашего образования — за 15 лет (школа плюс вуз) мы так и не научились учиться. Мы мним себя самодостаточными, и наши амбиции завышены.

Под разными масками

— Кризис какого года вам запомнился как самый сложный?
— Один кризис ударил по деньгам, другой по мозгам, а этот — по душе. По чувствам. В моей жизни, пожалуй, самым сложным буду считать день сегодняшний. Деньги можно заработать, потерять, снова заработать. Но когда внутри тебя поселяется неверие, скепсис, а потом и нежелание что-то делать вообще — вот беда!
Идет глобальная проверка нашей человеческой надежности, веры, уважения, любви. И не все ее проходят...

— Когда, на ваш взгляд, кризис закончится?
— Скажу малоприятное: никогда. У него только одежды разные, да лица он меняет. Экономист Александр Лившиц очень точно сказал: «Российский цикл известен: летом жарко, зимой холодно, весной — реформы, осенью — кризис».

Кризис — это такая форма человеческого освоения мира. Пора уже привыкнуть к тому, что он всегда будет у нас за спиной. Вы просто закройте глаза, окиньте мысленным взором нашу российскую историю. Да не было ни одного года без какого-нибудь кризиса в разных одеждах!

— Должна ли помогать бизнесу власть?
— Очевидно, должна. Но есть разница между «вмешиваться и тем самым помогать» и «помогать, не вмешиваясь». Считаю, пока мы учимся быть взаимно полезными. Но черными красками я бы не мазал. Пусть этим блогеры в своих блогосферах развлекаются.

Город больших возможностей

— Как вы оцениваете общее положение дел в экономике нашей области? Какие направления наиболее перспективны?
— Если по пятибалльной системе, то на «четыре». А направлений вижу много. Не нужно тут ерничать. Возможностей в городе и области много. Это факт. Несмотря ни на что, я уверен, наш город — город больших возможностей. И они разные. Мне импонируют как наша сугубо «электронно-техническая» направленность, так и культурные инициативы, спортивные, даже кулинарные.
Честно говорю: горжусь своим городом и являюсь его патрио­том, хотя тех же проблем вижу немало.

— Мы не перестаем обсуждать импортозамещение. Многое ли мы действительно способны заменить?
— Импортозамещение не лучше, чем «принуждение к миру». Такие вот слова бывают. Можем ли? А почему же нет? Проблема не в этом.
Вы вдумайтесь, куда идет мир. Например, каждая страна займется «импортозамещением». И что тогда будет? Мы словно совершаем военный маневр. Вместо объединения, дружбы, обмена и мирного сосуществования мы (весь мир) опять строим стены, рвем отношения и «импортозамещаемся» друг от друга. Это и есть кризис человеческих отношений под кодом «все против всех».

— Понятно, конечно, что время сегодня непростое. В заключение скажите, а во что тогда верить? Вот вы лично — сегодня, здесь и сейчас — во что верите и чем живете?
— Во что верить? Не скажу ничего про мир, страну, город. И даже не скажу про «верить в себя». Скажу, во что верю сам: в возможности. Это по-честному. Я верю, что возможности есть у всех, во всем.
Еще раз крупными буквами: ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

Этого никто у меня не отнимет. Осталось немного — суметь их реализовывать. Почти как у Маяковского...  Я возможности нашел, пусть меня научат!

СПРАВКА «ПП»

Валерий Усов окончил архитектурный институт в Казахстане, преподавал в вузах Владивостока, Ульяновска, Пензы. Педагог, бизнес-технолог, член сети Национальной гильдии профессиональных консультантов, лауреат Национальной премии по предпринимательству, член Экспертного совета «Деловой России».

С 1982 года живет и работает в Пензе. До 1989 года возглавлял кафедру и факультет в Пензенском инженерно-строительном институте (ныне ПГУАС). В 1991 году создал свое первое предприятие — консалтинг-бюро «Инсайт», позже преобразованное в центр делового обучения «Инсайт», а с 2000 года — авторский центр «NOTA BENE».
Сфера интересов — проектирование бизнес-процессов, инновационный бизнес. Руководит Корпоративным университетом НИКИРЭТ, является ректором Школьной деловой академии «Мы из будущего».

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное