Хождение за три океана

Хождение за три океана

Чтобы спасти товарищей, главный старшина Медведев прыгнул в ледяную воду Баренцева моря и нырнул на пятиметровую глубину

В дни, когда вся страна отмечала 70-летие Победы, моему отцу Петру Емельяновичу Медведеву исполнилось бы 100 лет. Он ушел из жизни в 1988-м.

Просматривая старые фотографии, мне захотелось рассказать о двух событиях, в которых он участвовал. Они вошли в историю Военно-Морского Флота России.

«Шубы» для миноносцев

В 1936 году советское правительство приняло решение усилить Тихоокеанский флот. В условиях повышенной секретности была организована экспедиция особого назначения: два эскадренных миноносца — «Сталин» и «Войков» — должны были из Кронштадта перейти Северным морским путем во Владивосток. Отец тогда служил мотористом на миноносце «Войков».

Миноносцы не были приспособлены к плаванию в арктических морях. Поэтому их корпуса были усилены «шубой» – толстой (250 мм) деревянной облицовкой и металлической зашивкой.
В июне 1936 года эсминцы вышли из Кронштадта.

В проливе Маточкин Шар, соединяющем Баренцево и Карское моря, был сформирован отряд кораблей, сопровождавших миноносцы. Возглавил его ледорез «Литке», в фарватере которого шли грузопассажирский пароход «Анадырь», танкеры «Лок-Ботан» и «Майкоп». Начальником экспедиции назначили известного полярника Отто Юльевича Шмидта.

Ледовитый и Тихий

Поход был очень опасным. В августе корабли были вынуждены остановиться на три недели из-за того, что путь им преградили льды. Только после того, как ветер их сдвинул, суда отправились дальше.

В проливе Вилькицкого, соединяющем Карское море с морем Лаптевых, корабли едва не раздавило тяжелыми льдами. Ситуация была критическая. Лишь огромный опыт арктических капитанов, которые приказали взорвать лед вдоль бортов кораблей, спас суда и экипажи от неминуемой гибели.

24 сентября, обогнув мыс Деж­нева, корабли встали в бухте Провидения. После пристрелки орудий и торпедных аппаратов эсминцы, заправившись топливом, самостоятельно пошли во Владивосток.
Натерпевшись лиха в Ледовитом океане, изрядно потрепанные штормами Тихого океана, 17 октября 1936 года оба корабля благополучно прибыли в бухту Золотой Рог — конечный пункт своего похода.
190 участников этой операции были удостоены правительст­венных наград.

Второй поход

В начале 1942 года главный старшина Медведев в составе отряда советских моряков был направлен на военно-морскую базу в Майами, штат Флорида.

Изучали торпедные катера «Воспер» и «Хиггинс», которые американцы поставляли на Северный флот по ленд-лизу.

Обучение закончилось, отряд моряков и катера погрузили на корабль и отправили в СССР, а Петра оставили на американской базе в качестве инструктора. Все последующие группы моряков, прибывающие из Союза, проходили обучение с его участием.

Как только выпускали новую группу, отец писал рапорты с прось­бой отправить его на фронт, но их отклоняли. В Майами светило солнце, прекрасно кормили — практически курорт, но отец тосковал по Родине, где было и голодно, и холодно. Он прекрасно понимал американцев, бывших подданных Российской империи, которые говорили ему, что отдали бы все на свете, лишь бы Родина, пусть и новая, советская, их приняла. Дороже родины нет ничего — отец был в этом абсолютно уверен.

Наконец, на исходе 1944 года, программа обучения подошла к завершению. Всех оставшихся русских моряков отправляли в СССР.

Многотоннажных судов к тому времени стало не хватать, многие корабли были потоплены немецкими подлодками и авиацией, поэтому командование приняло решение не везти последнюю партию катеров, а перегонять их через Атлантический океан своим ходом.

Это было крайне рискованно. И потому в канадском порту Сент-Джон местные моряки, по воспоминаниям отца, «плакали и крестили наши спины, будто мы уходим в свой последний поход».

Атлантический океан

Волны швыряли караван торпедных катеров словно щепки. Большинство членов экипажей не могли нести вахту из-за морской болезни.

Через 12 дней караван зашел в североирландский порт Лондондерри. Экипажи английских, канадских и американских кораблей, стоявших в порту, выстроились на верхних палубах в знак уважения и восхищения мужеством советских моряков.

После небольшого отдыха отряд двинулся в Мурманск.

Этот участок пути был театром боевых действий: немецкая авиация беспрерывно бомбила транспорты и боевые корабли.

В Баренцевом море один из снарядов разорвался в непосредственной близости от катера. Из-за этого сорвало гребной винт. Прячась от немецких бомбардировщиков, катер шел вдоль береговой линии, где глубина была 4–5 метров. Главный старшина Медведев прыгнул в ледяную воду, нырнул на дно и привязал веревку к сорванному винту. Его подняли, поставили на место, хотя как следует закрепить не получилось. Тем не менее катер получил возможность идти дальше.

Товарищи втащили отца на борт. Он едва дышал от переохлаждения. Оставаться в такой воде живым, как и пассажирам «Титаника», можно было лишь несколько минут. Когда прибыли в Мурманск, отец метался в жару, бредил, его срочно доставили в госпиталь.

Врачи совершили невозможное, а вскоре после выписки из госпиталя отца комиссовали. За проявленное мужество при трансатлантическом перегоне торпедных катеров главный старшина Петр Емельянович Медведев был награжден орденом Красной Звезды.

ДОСЬЕ

Мой отец родился в деревне Пандерки Беднодемьяновского (ныне Спасского) района. Когда ему было 15, старший брат увез его на Аральское море, и там Петр поступил помощником моториста на рыболовецкий траулер. Его учил старый механик дореволюционной закалки, который определял неисправность по звуку работающих механизмов.

В 19 лет Петр стал главным механиком Аральской рыболовецкой флотилии. В то время это море было полноводным, кишело рыбой.

В 1936-м Медведева призвали в армию. Районное начальство не хотело отпускать хорошего специалиста, козыряло «бронью». Но отец все равно ушел служить на Северный флот. Начало войны он встретил на эсминце «Войков».

Уже ближе к нашему времени отец, бывало, выпив рюмочку-другую, каждый раз с волнением вспоминал такой эпизод…

Осень 1941 года, немцы рвутся к Москве. Командование выстроило моряков-тихоокеанцев на пирсе около своих кораблей. Командует комиссар бригады: «Желающие защищать столицу нашей Родины — два шага вперед!» И весь строй, как один человек, делает эти шаги. Всех желающих не взяли, отца тоже оставили, а в 1942-м отправили в Америку.

После войны Петр Медведев работал на Аральском рыбоконсервном комбинате. Женился. В 50-х переехал в Пензу. Здесь в разных должностях работал в управлении механизации. Его как профессионала ценили, удивлялись, что все его образование — четыре класса церковно-приходской школы.

Отец всю жизнь тосковал по морю. Хранил тельняшку, подаренную канадскими моряками в порту Сент-Джон.

Умер от рака в буквальном смысле на моих руках. Его последние слова — чтобы в гроб положили ту самую тельняшку.

Деревня Пандерки перестала существовать в 1975-м. Ее последним жителем был старший брат отца Иван, который увез его когда-то на Аральское море.

Автор: Владимир МЕДВЕДЕВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное