Человек из «Кобальта»

Человек из «Кобальта»

Война меняет судьбы людей разных профессий. Вот и Владимир Махаев из Пензы не догадывался, что однажды попадет в горячую точку планеты

— В 1980 году в областное УВД из Москвы пришел приказ — набрать восемь надежных сотрудников для отправки в одну из южных стран, — вспоминает Владимир Иванович. — В какую — в документе не указывалось, но все поняли, что речь идет об Афганистане.

В то время Махаев работал оперативником. Посылать на войну профессионала высокого уровня, имевшего на счету десятки раскрытых уголовных дел, областное руководство не хотело. Но Владимир Иванович настоял, чтобы его включили в список.
— Там опасно! Ехать должны только опытные люди, — привел он железный аргумент. Его мнение было учтено.

Первой остановкой на пути в Афганистан был учебный центр под Ташкентом, где сотрудников милиции со всей страны обучали военной науке: стрелять из различного боевого оружия, ставить мины и многому другому. Но упор в подготовке сотрудников МВД делался на изучении обычаев и нравов афганцев.
— Мы входили в отряд спецподразделения «Кобальт», — рассказывает Владимир Иванович. — В его задачи входили: формирование агентурной сети, устройство блокпостов на дорогах а также диверсионная работа.

В сентябре несколько сотен человек на транспортных самолетах перебросили в Афганистан.   
В свою первую командировку Махаев пробыл в этой стране почти год.
— Поражала ужасная неустроенность быта афганцев, — вспоминает он. — Во многих кишлаках об электричестве даже не слышали.

В задачу «Кобальта» входил набор афганской молодежи в ряды местной милиции «Царандой». Дело осложнялось тем, что служить народному правительству и помогать советской армии желающих было мало. Чтобы хоть как-то завлечь дехкан на свою сторону, многих даже отправляли в СССР на «перековку».
— Сейчас смешно, но тогда к этому относились серьезно, — улыбается Владимир Иванович.

Куда успешнее шла вербовка агентуры. За деньги афганцы охотно продавали любую ценную информацию. Махаев уверен, что благодаря таким разведданным было спасено немало жизней наших солдат.  

Боевые действия с душманами шли не только днем, но и ночами. Преследовать «духов» в горах бесполезно — там они чувствовали себя как рыба в воде и легко уходили от погони.
Очень часто жизнь Махаева, как и многих его товарищей, весела на волоске.

Так однажды случилось в кишлаке, когда неожиданно с гор спустился многочисленный отряд душманов. Начался бой, в котором погибло много наших бойцов.
— Мы думали, что это конец, — вспоминает мой собеседник. — Лишь подоспевшие боевые вертолеты спасли наше незавидное положение.

Когда командировка закончилась и Владимир Иванович вернулся на родину, ему снова предложили ехать в Афганистан. И он согласился. Правда, это решение скрывал от родных.
— Не хотелось волновать близких, — говорит он. — О том, что я возвращаюсь в  Афган, они узнали в последний момент.  
На этот раз опытный «афганец» возглавил спецотдел в аппарате представительства МВД в Афганистане.

Порой ему приходилось курировать даже… строительство.
Например, возведение мечети и больницы в провинции Забуль. Для местных жителей это стало настоящим подарком и по многим вопросам они шли нам на уступки.

Во второй командировке Владимиру Ивановичу тоже не раз приходилось браться за оружие.
— В основном я летал на боевые задания в составе летных групп, — вспоминает он.  
За образцовое исполнение интернационального долга Махаев награжден орденами и медалями. Отметило его и Афганское правительство. Он один из немногих, кто имеет Афганский орден Звезды — высшую награду ДРА.

После Афганистана Владимир Иванович снова приступил к милицейской службе.
О времени, проведенном в негостеприимной южной стране, Махаев не жалеет. По его словам, там он научился лучше разбираться в людях и самое главное — ценить жизнь.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное