Волшебник в белом халате

Волшебник в белом халате

Каждый день Валентин Архангельский творит маленькое чудо. Он помог появиться на свет тысячам младенцев.

Заведующий родильным отделением Сердобской ЦРБ стал одним из трех медиков  Пензенской области, которые  в 2011 году стали обладателями звания «Заслуженный врач РФ». Но пациентки обожали его и без громких регалий... 

В ответе за две жизни
Добрый, немного грустный взгляд из-под очков, серебро в волосах. Он и вправду немного похож на волшебника. А «колдует» он в своем  отделении на 30 коек. Во многих районных больницах родовспомогательная служба прекратила существование. В Сердобске же у нее есть будущее.   

В местном роддоме рожают не только сердобчанки и те, кого направляют в межрайонный центр. Часто сюда приезжают беременные из соседней Саратовской области. Знают: тут отношение к роженицам очень внимательное.   

— Валентин Павлович, часто вам приходится принимать сложные роды?
— Я был бы никудышным врачом, если бы ответил, что часто. Скажу прямо: я стараюсь в трудных случаях отправлять будущих мам в Пензу. Там есть необходимое оборудование, чтобы в случае чего спасти и мать, и дитя. Какое я право имею рисковать их жизнями? И пусть вместе с уехавшими больница теряет выплаты по родовому сертификату, это не главное. Знаю: многие ругаются, что в провинции закрывают родильные отделения. Но я уверен, что модернизация была необходима.

Архангельскому есть с чем сравнивать. Первые роды принял больше 40 лет назад, еще  будучи практикантом. На свет появился мальчик.
— Имени его я не знаю, а фамилия врезалась в память на всю жизнь: Игольник, — улыбается врач.

Мамочки «стареют»
Если лет 30 назад в роддом «за младенцами» приходили в основном 18-30 летние женщины, то сейчас возраст новоиспеченных мам увеличился.  Не так давно в отделении дама «за 40» рожала первенца. На свет появился здоровый малыш.  

— Жизнь  трудная, приходится женщинам самим многого добиваться, — констатирует Валентин Павлович. —  Но беременность и роды — это как спорт. Если ты молод и в хорошей форме, то покажешь лучшие результаты. Я бы советовал женщинам не откладывать рождение ребенка на потом.

— Что  самое главное в вашей работе?
— Результат — здоровый ребенок. Важно на протяжении всей беременности следить за его развитием, чтобы не пропустить патологию. Например, недавно у малыша, находящегося в утробе матери, мы обнаружили большую опухоль на голове. Однозначно: отправим беременную в Пензу, чтобы в первый же день жизни малыш был обследован по полной программе.   
Хотя случается, что на переезд времени нет. Недавно экстренно прооперировали 18-летнюю пациентку с тяжелым кровотечением. Удалось спасти и мать и дитя. 

Вера в чудо
— Интересно, а как врач акушер-гинеколог воспринимает рождение собственных детей?
— Профессионал ни за что не станет принимать роды у своих близких. Ведь в это время он волнуется, как самый обычный человек — муж и отец.  Когда рожала моя дочь, я тоже переживал, ходил из угла в угол, хотя знал, что она находится надежных руках моих коллег.

— Рождение новой жизни — это великая тайна природы. Вы верите в Бога?

— Я атеист. Конечно, когда сложный случай, про себя все равно говоришь: «Господи, помоги». Зато я всю жизнь верил в чудо и верил в людей.

А многим Архангельский помог поверить в себя.

Однажды в отделение привезли молодую женщину. Схватки протекали очень  болезненно. Но увидев, кто будет вести  роды, пациентка заулыбалась, несмотря на боль.
— А вы ведь мою маму оперировали. Она мне про вас много рассказывала.  Теперь и моему малышу поможете родиться…

Когда разговор заходит о так называемых домашних или дорожных родах, Валентин Павлович мрачнеет. Он против неоправданного риска. 

Недавняя история, когда на посту ГИБДД в Пензе пассажирка одной из машин родила мальчика, повергла его в шок. .
— Гаишники молодцы, а вот врачи, не досмотрели, просчитались, допустив такую ситуацию, — сетует он.
При всем своем «осторожничаньи» Архангельский активно выступает за новые веяния в медицине. Например, он не боится браться за ведение самостоятельных родов у женщин, перенесших ранее кесарево сечение.

Недавно 28-летняя женщина, «проспавшая» под наркозом рождение первенца,  ушла из роддома со вторым ребенком, которого родила сама. Как она была счастлива, что смогла первой заглянуть в синие глазенки дочки, услышать  биение сердца своей малышки, еще связанной с матерью пуповиной!

Валентин Павлович также сторонник того, чтобы младенцы с первых часов жизни находились вместе с мамой. Такие дети спокойнее, быстрее прибавляют в весе, у них лучше  формируется иммунитет.

И только в исключительных случаях, по медицинским показаниям, малышей забирают от  мам в отдельную палату.

Прикипел к работе
К с набирающим популярность совместным родам Архангельский относится неоднозначно. 
— Почему бы и нет! — смеется он. — Только к ним надо тщательно подготовиться, особенно будущему папе. 

— Помню, однажды я принимал роды у жены военного. Он настоял на том, что не может пропустить волнующего события.  Рослый такой дядька в погонах, при звании. И вот решающий момент. Мама держится молодцом! А вот папа… Случился конфуз: бравый военный побледнел, как мел, и свалился в обмороке.

Речь заходит и о том, о чем так не любят говорить в роддомах. Младенческая смертность. И вновь глаза Валентина Павловича темнеют. Он вспоминает пациентку  из  Уренгоя, которая приехала в Сердобск с уже запущенной патологией. Несчастной пришлось прерывать беременность на большом сроке. У плода обнаружились аномалии, несовместимые с жизнью — отсутствовали часть кишечника, трахея. 

— Представьте состояние матери! — негодует завотделением. — Ведь это уж не эмбрион, а ребенок…

Когда-то Валентин Павлович любил ходить по грибы, плавать на лодке. Сейчас увлечения все чаще оказываются  за бортом.
—  Днюет и ночует в больнице, — признаются коллеги-медики.

— Не умею отдыхать, — разводит руками Архангельский.
Он подолгу засиживается в ординаторской, вчитываясь в медицинские карты, изучая анамнезы, вглядываясь в картинки УЗИ. Лишь бы что-то не упустить, не сделать ошибки...

Высокое медицинское начальство порой ругается. Мол, положено столько-то времени  проводить на рабочем месте и незачем перешагивать эти границы.
— Врач не токарь, который работает от звонка до звонка, обтачивая болванки, — как-то виновато говорит Валентин Павлович. — Если я чувствую, что мое присутствие необходимо в данный момент в больнице, я не смотрю на часы. Иначе просто не могу.

Кстати
По программе модернизации здравоохранения будет отремонтировано и родильное отделение Сердобской ЦРБ. В нем появятся две современных операционных, послеродовые палаты по типу боксов и новое оборудование для обследования  новорожденных.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное