В Тамалинском районе сохранили три колхоза

В Тамалинском районе сохранили три колхоза

Здесь живут по принципу: «Новое — это хорошо забытое старое!»

Казалось бы, канули в лето колхозы вместе с советским прошлым. Однако есть еще в России островки коллективного хозяйства, где жизнь не только теплится, а вовсю бурлит. Пример тому — колхоз имени Кирова, что в селе Вишневое Тамалинского района.

— Недавно приезжали журналисты с федерального канала, — рассказывает председатель колхоза имени Кирова Николай Стеклов. — И спрашивают: «Это вы по привычке свою организацию колхозом называете? А форма собственности-то у вас какая — СПК или ООО?»

Люди городские не могли поверить в то, что форма собственности у колхоза не менялась с советских времен.

— Нам много раз предлагали создать ООО или СПК, — говорит Николай Григорьевич. — Но мы посовещались и решили оставить колхоз. Посудите сами: это ж сколько денег надо потратить, чтобы документацию поменять, печати, вывески новые заказать. А техника? Ее всю пришлось бы перерегистрировать Примеров, когда колхозы преобразовались в ООО, у нас хватает. Но далеко не у всех от этого жизнь лучше стала. А кое-кто и вовсе разорился…

Выстояли
В колхозе имени Кирова на сегодняшний день 600 голов дойного стада, а общее поголовье приближается к 1400. Молодых бычков охотно покупает местное население. Своим, вишневским, отдают по 100 рублей за килограмм живого веса, приезжим — по 120-130 рублей.
 
Когда Николая Григорьевича восемь лет назад выбрали председателем, положение в колхозе, надо сказать, было незавидным. Дойного стада — вполовину меньше, чем сейчас. Фермы зияли дырами… Люди разбегались, уезжали на заработки в Москву и Тамбов. Тогда многие хозяйственники, чтоб хоть как-то удержаться на плаву, пустили коров под нож. Стеклов этого не сделал и не сделает. С каждым годом колхозное дойное стадо в Вишневом только увеличивается.
Интересуюсь у Николая Григорьевича, как колхозу удалось пережить засушливое и жаркое лето 2010-го? Все ведь жаловались…

— Трудно было, не скрою, — говорит председатель. — В соседних районах хоть один-два дождя, да прошли. У нас же — ни разу. Но кормами на зиму мы скотину обеспечили. Семена — тоже свои. Поголовье сохранили. А с января уже и отел пошел. Поглядите на буренок наших — ни одной исхудавшей или больной!

Зарплаты здесь, по городским меркам, небольшие. Но сельчане довольны. Доярки получают по 6-7 тысяч рублей, механизаторы – по 7-8, а во время посевной и уборочной — до 22 тысяч. Плюс ежедневно имеют обед из трех блюд за символические 10 рублей и бесплатный ужин. Еду доставляют прямо в поля. Кстати, стоимость обеда Стеклов со времени своего избрания ни разу не повышал.

На следующий год для организации обедов колхоз уже закупил необходимые продукты: горох, макароны, пшено, масло… Мясо, масло и молоко здесь свои. Имеется собственная пекарня, которая полностью обеспечивает население Вишневого (буханка стоит 15 рублей). Солярку на посевную закупили еще прошлой осенью.

Запах денег
— У меня в хозяйстве пьющих вообще нет, — с гордостью заявляет Николай Григорьевич. — Даже на следующий день после зарплаты ни от кого не пахнет. Народ понял, что надо в трезвости себя держать и от работы не отлынивать, тогда и достаток в семье будет. Трудолюбивым каждый сезон мы премии выписываем. На свадьбы и юбилеи — подарки и стол от колхоза! После сбора урожая минувшим летом каждый член коллектива за пай получил 7 центнеров ячменя или пшеницы (на выбор).

Во время экскурсии по своим «владеньям» Стеклов пригласил заглянуть в бытовку, где отдыхают скотники. В небольшом помещении — два топчана, цветной телевизор, электрический чайник и даже музыкальный центр. На стенах –— образа святых. Уютно, конечно. Только по мне, больно уж навозом пахнет.

— А ты нос не затыкай, — подмигивает председатель. — И учти, это не просто запах навоза, это запах денег!

— Сколько телеканалов «Панасоник» ваш показывает, — интересуюсь у вошедшего в бытовку скотника Владимира Пучкова.
— Все семь, которые есть, и показывает, — отвечает тот. — И качество идеальное.

Деловито пощелкав пультом, Пучков, словно ожидая похвалы, расплывается в улыбке.

— Летом приезжайте за молоком, — говорит на прощание Стеклов. — У нас оно самое жирное в округе.

Кстати
Кроме колхоза имени Кирова, на территории Тамалинского района есть еще два: «Заря» (с. Саниковка, председатель Александр Ромашкин, 423 коровы дойного стада) и «Родина» (с. Ульяновка, председатель Анатолий Ефимов, 340 коров дойного стада).

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER