В Пензенском районе фермер не может получить грант из-за кредитных долгов

В Пензенском районе фермер не может получить грант из-за кредитных долгов

У семьи Анисимовых из села Воскресеновка большое поголовье скота, но нет собственной земли

Корма приходится закупать на стороне, что недешево. Помощь государства не помешала бы. Но из-за кредитных долгов и отсутствия земельного надела фермер не может участвовать ни в одном конкурсе на получение гранта.

Из города в деревню

А начиналось все с двух коров, которых завели Вячеслав Николаевич с женой, переехав в середине 90-х из Пензы в село.  

Девять лет назад Анисимовы решили организовать свое хозяйство. Через районное агентство поддержки предпринимательства новоиспеченный фермер получил шесть коров симментальской породы по цене более 60 тысяч рублей за голову.

В то время на рынке дойную корову можно было купить в три раза дешевле. Но его заверили, что это высокопродуктивный скот и скоро в его хозяйстве потекут молочные реки.

Наперекор невзгодам

Супруги трудились с утра до вечера. В первый год дохода почти не было, зато расходов – уйма. Пришлось взять первый кредит.

В подобном положении тогда оказались десятки начинающих фермеров. Ведь животных нужно было обеспечить кормами. Из-за того, что почти вся прибыль уходила на погашение долгов, некоторые хозяйства не выдерживали нагрузок и распадались.

Но Анисимовы были упрямы и не унывали.

— Радовало чувство свободы, мы знали, что только от нас самих зависит результат труда, — вспоминает фермер. — И это давало силы.

Полку прибыло

Через пару лет Анисимовым предложили взять еще 19 коров, оставшихся в районе после ликвидации нескольких начинающих фермерских хозяйств. Оценив возможности, они согласились, тем более что руководство района обещало всяческую помощь.

Для размещения животных соорудили несколько просторных коровников. Власть помогала по приемлемым ценам покупать сено, решать административные вопросы. Но получить небольшой земельный надел за сельским кладбищем, где Анисимовы хотели поставить коровники и наладить небольшое молокоперерабатывающее производство, так и не удалось.

— Сколько я порогов обил, — вздыхает фермер, — но всегда на уровне районной власти находились какие-то препоны.

Пусть это остается на совести бывших глав администрации района, которых сегодня уже и не знаешь, где искать. К тому же в прошлом году участок перешел в ведение администрации местного сельсовета. Анисимов подал туда заявления и ждет положительного решения. Но, по словам главы администрации Владимира Подзорова, этого недостаточно.

— Во-первых, заявителю нужно провести межевание требуемого земельного надела, — говорит он. — А во-вторых, как выяснилось, эти площади находятся в аренде и изъять их, несмотря на то что земля не обрабатывается, не так-то просто — налоги люди платят исправно.

Земля и возможности

В 2010 году на базе хозяйства был создан кооператив. К Анисимову присоединились четверо односельчан, каждый принес в общий котел 58 800 рублей, которые выделялись тогда государством каждому, кто создавал кооператив. Это дало возможность поправить дела. Приобрели  сепаратор и два доильных аппарата, планировали наращивать поголовье скота. Но тут случилась беда…

— В засушливое лето у нас сгорели 200 тюков сена. В огне едва не погиб весь скот, — вспоминает Вячеслав Николаевич. — Ущерб тогда составил около 500 тысяч рублей.
Чтобы хоть как-то спасти положение, пришлось снова брать кредиты и покупать корма.  

Удалось пережить и это нелегкое время. Но кооператив удержать не удалось (только долги по налогам висят до сих пор). Анисимов вернулся к статусу фермера. Конечно, ему нужна помощь. И программы в области работают подходящие, например по развитию семейных животноводческих ферм, где гранты достигают 10 миллионов рублей.

Но дело в том, что одним из ключевых требований к грантополучателю является обязательство по оплате 40 процентов стоимости каждого наименования по приобретаемому имуществу за счет собственных средств,

10 процентов из которых должны быть личными.

— А где их взять? — разводит руками Вячеслав Николаевич. — Я и так весь в долгах…

Действительно, рассчитывать на такую господдержку могут лишь крепкие хозяйства, которых в области не так много, кстати.

Логика чиновников, выработавших условия участия в программе, понятна: если в хозяйстве есть долги, значит, руководитель неумелый или ненадежный. Но ведь ситуации бывают разные. В случае с Анисимовым, который имеет большое желание работать, но в силу неблагоприятных обстоятельств оброс долгами, все немного иначе. Грант помог бы ему продолжать дело, а не закрывать его.  

Крепки духом

Сейчас в хозяйстве Анисимовых 50 голов КРС (половина — дойные), более трех десятков свиней. Все хозяйство ютится на территории дворового участка, расположенного почти в центре села. Коров он вынужден гонять на пастбища через всю улицу, что многим односельчанам не нравится, конечно.

Хорошо, что со сбытом молочной продукции проблем нет — хозяин возит товар на стареньких «жигулях» в Пензу, на улицу Кижеватова, где и продает горожанам. Экологически чистые творог, молоко и сметану люди охотно покупают.

У трудолюбивых Анисимовых четверо детей, все они сейчас учатся в Пензе, но к труду приучены с малолетства. Так что есть кому передать свое дело, поэтому фермер и не бросает его, несмотря на все трудности.

Основные требования к участникам программы по развитию семейных животноводческих ферм:

— глава КФХ обязуется оплатить за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений согласно бизнес-плану;
— КФХ должно существовать не менее 1 года;
— глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня получения;
— создать условия для организации не менее трех рабочих мест;
— в хозяйстве должна отсутствовать текущая задолженность по штрафам, пеням и страховым взносам.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное