В Пензе судьба муниципального транспорта остается в центре внимания горожан и чиновников

В Пензе судьба муниципального транспорта остается в центре внимания горожан и чиновников

Перед новогодними праздниками прошел слух о том, что из-за банкротства МУП «ППП» возможны перебои с транспортом

В первый же рабочий день мы убедились, что они уже есть: мимо остановок одна за другой сновали набитые пассажирами маршрутки, а вот автобусов было мало.

С 7.30 до 9.00 уехать в сторону центра было очень сложно. Мы мерзли на остановках, ругались в очередях, задыхались в переполненных салонах, опаздывали на работу…

Дальше — больше. Выяснилось, что на предприятии из-за долгов введено конкурсное управление, а с 1 февраля на линию не выйдет ни один автобус и троллейбус, принадлежащий МУП «ППП».

Губернатор области Василий Кузьмич Бочкарев озабочен ситуацией в областном центре и на первом же в новом году оперативном совещании в правительстве, обсуждая эту проблему, потребовал от ответственных лиц немедленно разработать планы оздоровления транспортной сферы и приступить к их реализации.

Шаг 1. Менять систему

Ряд мер предложили специалисты областного управления промышленности и транспорта. Они считают, что, во-первых, необходимо менять систему конкурсного отбора перевозчиков.

Уже долгое время транспортный рынок в Пензе фактически поделен между несколькими транспортными компаниями, среди них МУП «ППП», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО «Меркурий». Часть маршрутов они обслуживают сами, а часть передают так называемым «агентам» — более мелким транспортным компаниям или индивидуальным предпринимателям.

В октябре 2014 года комиссия Пензенского УФАС признала этих «китов» нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции». Конкурс перевозчиков на право осуществления городских пассажирских перевозок был проведен еще в 2012 году. Маршруты выставлялись лотами. «Корпорация Дилижанс», «Меркурий» и «ППП» таким образом подали заявки, что наиболее выгодные (как, например, №70, №66, №54 и №89) в итоге достались частникам. Остальные – муниципальному предприятию. При этом контракты, заведомо не выгодные для МУП «ППП», были заключены на довольно солидный срок – до 2019 года.

Специалисты УФАС готовят обращение в Арбитражный суд Пензенской области о признании результатов конкурса недействительными. Документы планируют подать уже на этой неделе.

В свою очередь представители «Дилижанса» и «Меркурия» 15 января направили в Арбитражный суд обращение о признании недействительным решения УФАС о произошедшем сговоре.

Но, согласитесь, это неправильно, когда конкурс выигрывает один субъект, а работает за него кто-то другой, не прошедший процедуру отбора. Последствия такой подмены могут быть плачевными.

В области на межмуниципальных перевозках, которые организует Управление промышленности и транспорта областного правительства,  потенциальные компании-перевозчики сразу заявляют агентов, с которыми планируют сотрудничать, и последние так же оцениваются по техническим, эксплуатационным и прочим показателям.

Кроме того,  городские маршруты при проведении конкурса правильнее разыгрывать отдельными лотами между компаниями и их агентами, а не делить на несколько больших групп, как это делалось до последнего времени.

Снова сравним с областью: там рейсы распределены между 70 перевозчиками. Если кто-то нарушил условия договора о правилах перевозки пассажиров, его можно безболезненно заменить другим.

А если подобные нарушения допустит агент в Пензе, то от работы придется отстранять не его, а компанию, выигравшую конкурс. Теперь представьте, что случится, если придется расторгнуть договор, к примеру, с ООО «Меркурий», который обслуживает треть пассажирских маршрутов. Может, поэтому и приходится закрывать глаза на многие нарушения?

Шаг 2. Рокировка

На последней в 2014 году пресс-конференции мэр Пензы Юрий Кривов заявил, что разработан поэтапный план перевода большинства маршрутов МУП «ППП» на автобусы малой и средней вместимости. Однако уже ясно, что маршрутки не в состоянии в часы пик обслужить всех пассажиров. Более того, засилье микроавтобусов неизбежно приведет к перегрузкам на автодорогах.
Специалисты считают, что на городских маршрутах, наоборот, следует увеличить долю больших автобусов и поставить их на самые протяженные и многолюдные маршруты, а количест-
во микроавтобусов снизить и отдать им на обслуживание небольшие дистанции.

На уровне области такая рокировка помогала. В 2007 году 40 автобусов малой вместимости на маршруте «Пенза – Грабово» заменили на 10 больших, а интервал между ними увеличили с 3 до 10–15 минут. Это сработало.

И в тесноте, и в обиде

На прошлой неделе сотрудники областного управления промышленности и транспорта проехались по городским маршрутам. Больше всего нареканий у них вызвала работа автобусов малой вместимости.

— На моих глазах, — сказал один из них, — в микроавтобус IVECO, следующий по 85-му маршруту, набилось 43 человека (он рассчитан на 25).

Одной из причин ухудшения экономической ситуации на предприятии «ППП» специалисты называют снижение пассажиропотока. Особенно на троллейбусах. Об этом еще осенью говорил исполнительный директор МУП «ППП» Александр Чапарин. Якобы пензенцы предпочитают автобусам комфортабельные и удобные микроавтобусы.

Но давай вспомним недавнее прошлое. Когда пензенские дороги начали наводнять маленькие желтые «газели», пассажиры радовались: время в пути значительно экономилось. Но потом посыпались жалобы: ездить в них небезопасно.

Постепенно их начали менять на более вместительные микроавтобусы; все поняли, что ездить в них удобно только сидя. Но желающих добраться до места назначения, особенно в часы пик, настолько много, что салоны набиваются до отказа. Сотрудники ГИБДД поначалу начали штрафовать водителей, которые перевозили пассажиров сверх положенной нормы, но эта практика быстро сошла на нет.

Теперь что касается дисциплинированности водителей маршруток по сравнению с водителями автобусов большой вместимости. Она катастрофически низкая. Водители маршруток, не останавливаясь, принимают от пассажиров деньги и отсчитывают сдачу. Или, лавируя и обгоняя другие машины, задорно говорят по телефону. И наверняка многие из нас были свидетелями того, как все это можно совместить. Как такое может быть? Просто: рулить можно коленом или попросить сидящего рядом. Прямо цирковой номер.
А в голове крутятся не слова восхищения, а фраза «только бы доехать!».

Обещание мэра

В одном из своих последних выступлений глава администрации Пензы Юрий Кривов подчеркнул: несмотря на то что с 1 февраля МУП «ППП» прекращает свою деятельность, общественный транспорт ходить будет. Маршруты, которые осуществлялись предприятием, передадут другим перевозчикам.

По словам мэра, планируется сохранить всю инфраструктуру электротранспорта, приложив все усилия, чтобы оставить ее в ведении муниципалитета. Также в планах создать при участии энергетических компаний города предприятие электротранспорта, которое имеет шанс быть безубыточным.

А ведь еще несколько лет назад пензенский муниципальный пассажирский транспорт пытались технически усовершенствовать. Городской автопарк пополнился новенькими автобусами и троллейбусами, а стоимость проезда в них была ниже, чем у частников.

ЦИФРЫ

За 2013 год в Пензенской области произошло более 60 ДТП с участием пассажирского транспорта.

Эти аварии унесли жизни 12 человек, еще 88 получили различные травмы.

Увы, но говорить о том, что количество ДТП с участием автобусов, троллейбусов и маршрутных такси уменьшается, не приходится.

Только в этом году водители общественного транспорта более 4 тысяч раз нарушили правила дорожного движения. Есть те, кто сел за руль нетрезвым, превысил скорость, не пропустил пешеходов.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное