В Пензе попрошайки могут заработать до 2-3 тыс. рублей в день

В Пензе попрошайки могут заработать до 2-3 тыс. рублей в день

Об этом «ветеран боевых действий» рассказал задержавшим его полицейским

Пробка перед светофором на оживленном перекрестке в центре Пензы растянулась на сотни метров. Между машинами неторопливо, как на прогулке, едет человек на инвалидной коляске. Загорелое, слегка опухшее лицо, камуфляжная форма.

На груди — табличка: «Помогите ветерану боевых действий». Из окон автомобилей инвалиду то и дело протягивают мелочь и купюры — иногда сторублевые.

— В хороший день можно по 2–3 тысячи заработать, — позже признался он полицейским.

В отделе, куда доставили Александра, быстро выяснили, что ни в каких военных действиях он не участвовал. Тот сразу поменял версию, как стал инвалидом. Рассказал, что работал в Москве. Зимним вечером на него напали и ударили по голове. Он долго лежал без сознания и отморозил ноги. После ампутации скитался по городам, пока не оказался в Пензе.

О наказании

То, чем занимается Александр, с точки зрения закона — не больше чем административное правонарушение. У сотрудников полиции не много рычагов воздействия на тех, кто просит подаяние. Закон не запрещает просить милостыню на улицах или в других общественных местах.

Уголовный кодекс предусматривает наказание лишь за вовлечение в занятие попрошайничеством несовершеннолетних. Кстати, в нынешнем году пензенские полицейские уже выявили три таких факта.

По всем возбуждены уголовные дела. В одном из случаев мать выводила собирать подаяние трех своих малолетних детей. Максимум, что ей грозит, — четыре года лишения свободы.

— По Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) попрошаек можно привлечь к ответственности в нескольких случаях: если они просят милостыню прямо на проезжей части, если маскируются под ветеранов войн, коими не являются, или если они несовершеннолетние, — разъясняет заместитель начальника полиции УМВД России по городу Пензе подполковник Андрей Гаврюшин.

Проездом из Молдавии

В последнее время на улицах все чаще появляются люди, которые собирают деньги на «благотворительность». Многие горожане видят ящики для пожертвований в крупных магазинах: различные фонды собирают деньги на лечение тяжелобольных детей. Подобные прозрачные ящички держат в руках и люди, которые встречают посетителей у входов в торговые центры. Полицейские знают, что нередко такие «благотворители» на поверку оказываются обычными жуликами.

Один из подобных случаев произошел осенью прошлого года. В центре Пензы, возле крупного магазина, сотрудники полиции задержали мужчину, который собирал деньги на лечение малыша из Саратова.

На копилке для пожертвований были фотография ребенка, история его тяжелой болезни. Большинство из тех, кто опускал деньги в ящик, текст не читали. А сотрудники полиции этими сведениями заинтересовались. Стали разбираться — и выяснилось, что ребенок под таким именем и фамилией действительно проживает в Саратове, но ни в одном в медицинском учреждении на учете с указанной болезнью не стоит.

Собирал пожертвования гражданин солнечной Молдавии. Работал он не один, а в составе «бригады».

— Мы в Казани были, в других городах, — объяснял он полицейским, наотрез отказываясь признать, что обманывал людей. — Я мать ребенка знаю. Она нам билеты оплачивала, жилье снимала. Мы все деньги ей отдавали. А себе брали только на сигареты.

Узнать, правда это или нет, оказалось невозможно — «коллеги» молдаванина в тот же день исчезли из Пензы. А сам он отправился в спецприемник отбывать административный арест. Такое наказание за мелкое хищение путем обмана предусматривает статья 7.27 КоАП РФ.

Теперь их знают в лицо

Чтобы очистить улицы города от таких нарушителей, в Пензе регулярно проводят профилактические операции под названием «Попрошайка».

— Мы доставляем людей, собирающих деньги на улицах города, в дежурную часть, где устанавливаем личность каждого и отрабатываем причастность к совершению преступлений, — рассказывает Андрей Гаврюшин. — Задержанных фотографируют, снимают отпечатки пальцев. Также полицейские выясняют повод для сбора денег и проверяют достоверность указанных сведений.

В ходе очередной операции «Попрошайка», которая проводилась в Пензе, было составлено 43 административных протокола за различные правонарушения, в том числе по фактам нарушения правил дорожного движения. Результат заметен: сборщики милостыни на улицах появляются реже.

Старушка-молодушка

Профессиональных просителей подаяния можно условно разделить на две группы: приезжих и местных. Судьба первых складывается самым непредсказуемым образом. Однажды с городского перекрестка сотрудники полиции забрали инвалида-колясочника. Мужчина рассказал, что в Пензу его привезли чужие люди из Уфы. Поселили в каком-то сарайчике, денег не давали — только кормили. Утром отвозили его на «точку», а вечером забирали.

Фактически он был рабом своих «хозяев», однако заявление на них писать категорически отказался. Признался: «Меня все устраивает». А через несколько часов из отдела полиции инвалида с ярко выраженной славянской внешностью забрали две смуглолицые женщины, назвавшиеся его родственницами.

Чтобы пробудить в нас жалость, попрошайки готовы устроить настоящий маскарад.

В Терновке возле пешеходного перехода на протяжении нескольких дней сидела сгорбленная старушка, просившая милостыню. Лица ее не было видно под большим шерстяным платком.

Сотрудники организации, находившейся неподалеку, обратили внимание, что время от времени «бабушка» встает и куда-то удаляется бодрой походкой, удивительной для ее возраста. Они подошли к попрошайке и попросили ее, как Гюльчатай, открыть личико. Но тут «бабушка» вскочила и резво понеслась прочь, а за ней две женщины в пестрых юбках, которые крутились неподалеку.

К моменту приезда сотрудников полиции побирушек и след простыл.

Автор: Сергей ПОПЛЕВИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное