В Кузнецке из-за соседства с нефтепроводом могут снести 26 домов
По этому громкому делу начались судебные слушания
Сегодня самая обсуждаемая тема в Кузнецке — возможный снос частных домов, которые построены слишком близко к нефтепроводу «Дружба-2». На прошлой неделе начались судебные слушания по этому делу.
Предыстория такова: осенью 2016 года собственники 26 домовладений, расположенных на улицах 1-й и 2-й Спортивной, 8 Марта, Шевченко, Циолковского, Зеленой и др., получили письма от компании АО «Транснефть-Дружба» с требованием снести за свой счет жилые и прочие постройки, так как они находятся в недопустимой близости от опасного объекта, что противоречит требованиям федерального законодательства и угрожает безопасности людей.
Естественно, никто из «нарушителей» требование о сносе не выполнил, поэтому руководство компании обратилось в суд. Сейчас готовится еще 20 аналогичных исков. Всего, по данным отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Кузнецка, в охранной зоне находится 99 домов.
Жили-жили, не тужили...
Неудивительно, что люди, которые живут в этих домах, потеряли покой и сон. Их страшит перспектива остаться без крыши над головой.
Подогревают ажиотаж публикации в различных СМИ, которые рисуют самые мрачные перспективы: мол, десятки семей останутся без крова, компенсации не получат, землю продать не смогут. Неужели все так уж безнадежно? «Пензенская правда» решила разобраться с этим вопросом.
Восточная окраина Кузнецка начала заселяться в середине 60-х годов прошлого века. Примерно в это же время поблизости развернулась грандиозная всесоюзная стройка – прокладывали нефтепровод «Дружба». Первую ветку («Дружба-1») запустили в эксплуатацию в 1964 году, а вторую — в 1973-м.
Вскоре возле нефтепровода вырос целый микрорайон. Почти 40 лет люди жили спокойно, никого такое соседство не волновало. Почему же сейчас его посчитали опасным и встал вопрос о сносе?
А что в документах?
С этим вопросом мы обратились к представителю службы общественных коммуникаций АО «Транснефть-Дружба».
В телефонном разговоре нам пояснили, что согласно санитарным нормам и правилам (СНиПам) строить жилые дома возле подобных (потенциально опасных) объектов можно, но только отступив определенное расстояние от оси трубы – 200 метров. Следить за соблюдением дистанции должны органы местного самоуправления.
Руководство АО «Транснефть-Дружба» с 1989 года неоднократно направляло в горисполком Кузнецка и органы гражданской обороны письма с требованиями прекратить строительство домов в охранной зоне нефтепровода, но их оставили без внимания.
До поры до времени дело ограничивалось предупреждениями, но в последние 2–3 года федеральные ведомства, в том числе Ростехнадзор России, стали активно наводить порядок в этой сфере.
— Но наши обращения в суд — не ради того, чтобы завести бульдозер и снести дома, оставив людей без крова, — пояснил представитель компании АО «Транснефть-Дружба» Андрей Ануфриков. — Мы пытаемся разобраться в документах, в законности строительства. Может, кто-то построил свой дом, получив все необходимые разрешения. А кто-то – игнорируя правила. В любом случае ясность в эту проблему внесет суд, который будет разбираться с каждым конкретным случаем.
Кто виноват и что делать?
Большинство людей действительно не знали, что нарушают какие-то правила. 72-летняя Мария Шанкина живет в этом микрорайоне с декабря 1978 года, ее семья приобрела готовый дом у строительной организации. Семье Юлии Шепаевой дом достался по наследству от бабушки, которая поселилась в микрорайоне одной из первых – в 1966 году. У семьи Топтыгиных двое детей, свое жилье они купили недавно в ипотеку. Их никто не предупредил, что могут возникнуть проблемы...
Практически у всех собственников документы в порядке: имеется официальное разрешение на строительство, дома приватизированы, участки стоят на кадастровом учете, все оформлено через регпалату, в бумагах нет пометок об обременении или ограничении прав.
Получается, что единственная вина этих людей в том, что они поверили документам, подписанным представителями городской администрации. А последние допустили ошибку, которая слишком дорого обошлась...
Мэр города Сергей Златогорский понимает это и призывает людей не поддаваться панике.
— В последние 10 лет разрешения на строительство в этой зоне не выдавались, — объяснил он. — Но в 80–90-е годы на предписания и требования безопасности почему-то закрывали глаза. Думали, видимо, что построенный дом не снесут, пожалеют. Сейчас времена изменились. Сегодня главная задача для жителей Кузнецка и городской администрации — пройти суды. В зависимости от того, какое будет вынесено решение, будем действовать дальше. В любом случае один на один с этой проблемой людей не оставим. Я за это ручаюсь. Надеюсь на лучшее, но готов и к худшему. Понимаю, что в случае сноса зданий нагрузка по возмещению ущерба может лечь на бюджет города.
Суд расставит точки
Сами нефтяники тоже призывают жителей не отчаиваться.
— Решение о сносе, — пояснили нам, — однозначно выносят в случаях, когда дом строят фактически «на трубе». Такие ситуации, например, часто происходят в Подмосковье, где земля очень дорогая и люди готовы на все, лишь бы пустить там корни.
Но если нарушение произошло по чьей-то ошибке (например, в свое время неправильно померили расстояние от нефтетрассы до участка), суды часто становятся на сторону собственников. В этом случае владельцу нефтепровода могут порекомендовать провести ряд технологических мероприятий: утолщение трубопровода, возведение защитных сооружений. Иногда дело заканчивается соглашением о том, что собственник знает о возможных последствиях соседства с трубой и претензий в случае чего предъявлять не станет.
Как бы то ни было, открытый и гласный судебный процесс — единственная возможность разобраться в сложившейся ситуации и навести порядок. Именно на это нацелены сегодня действия руководства региона, администрации Кузнецка и нефтяников. Вопрос находится на контроле правительства Пензенской области и лично главы региона Ивана Белозерцева. «ПП» будет следить за развитием событий.
Люди или нефтепровод: кто подвинется?
Жители Кузнецка, чьи дома оказались под угрозой сноса, обратились за помощью к адвокатам. Одними из первых разбираться в этом деле начали Ольга Александрова и Анна Иньшова. Выявилось много несоответствий. Так, объект был введен в эксплуатацию в 1973 году. На тот момент действовали СНиПы, которые устанавливали минимально допустимую зону в 150 метров, в 1976 году ее увеличили до 200. Почему же к кузнечанам, получившим землю до вышеуказанной даты, подходят с новыми мерками, ведь закон не имеет обратной силы? Правовую оценку этому доводу даст суд.
Второй момент: СНиПы запрещают строительство таких потенциально опасных объектов, как «Дружба-2», в пределах городской черты. Почему же тогда трубу пустили через Кузнецк? Впору ставить вопрос о том, что нахождение нефтепровода в этой зоне опасно для горожан и его нужно переносить. Прецедент уже есть: нефтепровод «Дружба-1» был реконструирован и выведен с территории и Пензы, и Кузнецка.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Квесты как новое развлечение: что стоит за их успехом?
Участники становятся частью захватывающей историиСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
На праздник приехал Заслуженный артист России Игорь Яцко10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Фестиваль «Мужская роль» 2024: «Непослушники», фильм о Романе Костомарове и мультики
Губернатор рассказал о необходимости ремонта в каменском техникуме
Старые окна в ужасном состоянии, тепло не держатБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России