«Сурское подворье» объединило вокруг себя более 20 фермерских хозяйств

«Сурское подворье» объединило вокруг себя более 20 фермерских хозяйств

Цех по убою птицы заработал в с. Виляйки Наровчатского района год назад

Возглавляет ООО известный предприниматель Игорь Чудновский. Предприятие объединило вокруг себя более 20 фермерских хозяйств по всей области. О том, какие подводные камни встречаются на пути к кооперации и каковы ее преимущества, нам рассказал глава предприятия.      

— Игорь Геннадиевич, с чего все началось?  
— У нас в регионе существует дилемма: есть фермеры, которые производят натуральную продукцию, и есть спрос на нее, но развития и особой прибыли в этом направлении нет.
Проблема в том, что небольшие сельхозпредприятия не могут найти устойчивые рынки сбыта, не в состоянии соблюдать требования магазинов в плане объемов, регулярности поставок и т. п. И что им остается? Правильно, продавать то же мясо по знакомым, на рынках, что приносит копейки.

Мы решили объединить фермеров в кооператив, чтобы предлагать их продукцию в крупных объемах. Сегодня с нами сотрудничают производители из Бессоновского, Лунинского, Спасского, Вадинского, Городищенского районов.

Прибыль без головной боли

— Как распределяются обязанности?
— Фермеры выращивают поголовье (пока специализируемся на мясе птицы: гусь, утка, курица, цесарка), сдают его нам в цех, получают деньги. А мы осуществляем забой, разделываем тушки, упаковываем (мясо продается под брендом «Сурское подворье») и реализуем.

— Какова выгода фермеров?
— Давайте посчитаем. На рынке килограмм, скажем, гусиного мяса стоит 350 рублей, а мы закупаем живую птицу по 140 рублей. С одной стороны, фермер вроде бы в минусе, но… Прежде чем продать гуся, нужно проделать грязную, тяжелую работу: забить, ощипать, разделать. Чтобы хранить и перевозить мясо, нужно холодильное оборудование, а при небольших объемах покупать его крайне невыгодно. А далее снова встает вопрос с поиском покупателей.

Если же фермер сдает поголовье нам, то освобождается и от грязной работы, и от головной боли по поводу реализации. За две тысячи гусей через полгода он получит примерно 650 тысяч рублей чистой прибыли.

Вывод: специализируйтесь на выращивании, зарабатывайте на объеме без риска понести убытки.

Можно, кстати, совмещать несколько направлений. Например, с нами работает фермер из Лунинского района, который раньше разводил рыбу. Теперь в пруды он запустил еще и гусей. Одно другому не мешает, а с точки зрения затрат охрана нужна как рыбе, так и гусю. Его доход существенно вырос.

— Есть какие-то требования к породам птиц?
— Конечно. В нашем деле важно сохранить однообразие породы, чтобы покупатель знал, что он приобретает. Если гусь, то породы Линда, утка — пекинская, цесарка — французская. Поэтому в Бессоновском районе работает фермер, который специализируется на инкубации яиц и производстве птенцов для нас. А выращивают их уже другие участники цепочки.

Надеемся, что скоро у нас появится единый поставщик кормов. Пока фермеры закупают их самостоятельно, но в идеале снабженец должен быть постоянный, проверенный. Ведь наш козырь — экологически чистое мясо. Мы не добавляем в корма гормоны роста, не накачиваем птиц антибиотиками.

Также нужны будут логистические площадки, отдельные цеха для убоя кур и водоплавающих. Это позволит работать с наибольшим коэффициентом полезности и наращивать объемы.

Готовы платить за качество

— В Пензенской области работает несколько птицефабрик. Как удается выдерживать конкуренцию?
— Мы работаем в разных сегментах. Птицефабрики призваны произвести большой объем продукции, которая реализуется не только для населения, но и для производства (как наполнитель в колбасы,  для системы общепита).  

Фермерская продукция не претендует на гигантские объемы, зато является экологически чистой, а значит, более полезной. Кроме того, мы можем учитывать индивидуальные запросы: хочет покупатель, чтобы мясо было пожелтее, так мы его посильнее опалим; хочет тушку на два с половиной килограмма — вырастим до определенного веса. Технологии фабрики этого не позволяют.

— Но тогда ваша продукция должна быть дороже?
— Естественно. Если куриную тушку, выращенную на птицефабрике, можно купить за 120 рублей, то наша будет стоить 280. Но сегодня уже сформировалась группа покупателей, которые хотят есть качественную продукцию и готовы платить за это.  

Кроме того, категории «дорого/дешево» достаточно условны. Например, мы производим цыплят-корнишонов по 500 рублей за кг. Тушка вытягивает примерно на 250 рублей. Это дорого? Допустим. Но многие покупатели не скупятся выложить, к примеру, 120 рублей за пакетик сушеной рыбы или упаковку вяленого мяса, которая весит 70–100 граммов. Но в пересчете на килограмм цена их доходит до 1,5 тыс. рублей. И это за продукт, который не имеет никакой энергетической и пищевой ценности! А тушка за 250 рублей еще вчера бегала.

К кооперации готовы?

— Где можно купить вашу продукцию?
— В Пензе? Пока нигде. Мы работаем с сетевыми магазинами Нижнего Новгорода. Они сами вышли на нас, и заказы постоянно растут. Например, курицей мы начали заниматься с июня 2016 года и уже удвоили объемы закупок у фермерских хозяйств. В этом сезоне планируем производить более 30 наименований продукции.

— С какими сложностями приходится сталкиваться?
— Моя мечта — создать многопрофильный кооператив (в классическом его понимании, как это работает в Европе), который будет заниматься производством птицы, овощей, мяса. Поэтому нужно вовлечь как можно больше участников: производителей, логистов, переработчиков, сбытовиков, ветеринарную службу, поставщиков кормов. А у наших пензенских сельхозпредприятий-середнячков пока не принято взаимодействовать в формате кооператива.

Кооперация — это добровольное объединение возможностей. Тут действует принцип: все могут, но никто не обязан. Главная сложность в том, чтобы убедить совершенно независимого в экономическом плане человека работать вместе. Он мой поставщик, но я не могу ему приказывать. Он такой же начальник, как и я.

Но это меня не пугает. Думаю, со временем фермеры поймут преимущества такого сотрудничества.  

СПРАВКА «ПП»

Игорь Чудновский окончил Пензенский политехнический институт.

С 1991 года занялся предпринимательством. Входил в совет директоров таких предприятий, как ЗАО «Дера», ЗАО «Пищекомбинат». С 2001 года занимался развитием агропромышленного комплекса в Мокшанском районе.

Работал в органах власти, в частности в 1998-м занимал пост первого заместителя губернатора Пензенской области.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное