Школа — второй дом

Две недели назад в Белгороде прошел первый Всероссийский форум сельской интеллигенции. Нашу область на нем представляли директор АПК из Башмаково Александр Гордеев и учитель географии из Белинска Виктор Пушанин.

— Если бы вам предложили должность в администрации и зарплату в 50 тысяч рублей — поменяли бы работу? — спрашиваю учителя Виктора Пушанина.
— Не уйду, — мгновенно отрезает он. — Понимаете, каждый человек должен быть на своем месте. Я — на своем.

Чтобы дети любили страну
— Виктор Николаевич — уникальный человек, — рассказывает о своем сотруднике директор школы №2 города Белинска Ирина Милюкова. — Каждое утро у меня начинается одинаково: учителя приводят в мой кабинет ребят, с которыми не могут справиться. Кто-то вторую обувь не принес, кто-то сорвал урок, кто-то откровенно хамит. Хотят, чтобы я на них подействовала. Пушанин за девять лет не пришел ни разу… Просто он настолько порядочный, что дети стесняются при нем хулиганить. Это не шутка: оказывается, в нашем мире такое еще бывает.

Я ожидала увидеть робкого человека в старых джинсах и вытянутом свитере. А в кабинет зашел рослый плечистый мужчина в стильном пиджаке с уверенным взглядом и открытой улыбкой. Первое, что пришло на ум, когда мы начали беседовать: настолько самодостаточных людей еще поискать. Не только в школе, но и за ее пределами.

— Раньше учитель на селе был «и царь, и бог»: потому что владел грамотой, — говорит Пушанин. — К нему приходили за советом, просили помочь написать письмо… И он делился своими знаниями. Сегодня информации много, но она «замусорена», и учителя помогают детям не потеряться в этом изобилии. Учат выделять главное.

— А что — главное? Вот, например, на уроке географии?
— Так рассказать о стране, чтобы дети любили ее. Посмотрите, что происходит: насилия и жестокости в мире все больше — враждуют отдельные страны, а некоторые люди готовы убить себя, чтобы погубить мир… Поэтому очень важно говорить с детьми, что наша страна — самая большая, в ней много разных национальностей, но все мы — едины. Среди нас нет лучших или худших. И нам нужно ценить и уважать друг друга. Думаю, они меня понимают.  

Это призвание
Наверное, Пушанину «на роду было написано» стать учителем географии. Его мама, Валентина Ивановна, сорок лет преподавала этот предмет.
Первые впечатления детства: мама рассказывает не сказку, а о том, как шла пешком из соседнего села — по тропинке через лес, потом луг и речку… Эти картины до сих пор стоят в памяти, «как живые».

И вот он уже сам географ «со стажем» — почти двадцать лет у школьной доски.
— Как добиваюсь того, что дети меня слушают? — Виктор Николаевич удивляется. — А как иначе-то? Из любой темы можно сделать «конфетку», если захочешь. Возможностей то сегодня сколько — интерактивные доски, электронные карты…

Сельской интеллигенции — зеленый свет
Две недели назад в Белгороде прошел первый Всероссийский форум сельской интеллигенции. Там обсуждались актуальные проблемы сотен тысяч учителей, врачей, работников культуры, живущих в российской глубинке. В форуме принимал участие премьер Владимир Путин: впечатления от встречи с ним у Пушанина не улеглись до сих пор:

— Знаете, как он владеет аудиторией? Нас там было человек пятьсот, а ощущение, будто он каждому в глаза заглянул. Взгляд такой цепкий, уверенный, а общение — непринужденное.

Вопросы обсуждались серьезные и насущные: как привлечь специалистов в сельскую медицину и образование. Премьер предложил выплачивать «подъемные» для врачей, которые переезжают работать в село, а для учителей установить льготные ипотечные кредиты под 8-8,5% и оплату первоначального взноса до 300 тысяч рублей.

— Изменения к лучшему есть — и их год от года все больше, — говорит Виктор Пушанин. — Наше правительство всерьез начало заниматься проблемами образования: значит, и зарплата будет расти, и роль учителя станет более весомой. Я в это верю. 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER