Разгадывая тайны Спасского собора

Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается из небытия уже в пятый раз

Разгадывая тайны Спасского собора

Видимо, это действительно уникальное, намоленное место. Мало кто знает, но главный храм Пензы возрождается здесь из небытия уже в пятый раз — словно мифическая птица Феникс из пепла.

Ровесник Пензы

До сих пор не верится, но факт: главные пасхальные торжества в Пензе прошли в возрожденном Спасском кафедральном соборе. Это новая страница в его истории. Православные радуются: разрушенный до основания храм восстановлен из небытия буквально по «кирпичику» — так назывались пожертвования, которые вносили жители области. 

Сейчас уже трудно представить, что каких-то десять лет назад на Соборной (тогда еще Советской) площади зиял огромный котлован. И никто тогда не брался назвать дату окончания строительства. 

30 лет назад здесь вообще был сквер и асфальтовые дорожки. О том, что когда-то на площади стоял собор, безжалостно уничтоженный в 1930-х, вспоминали только старожилы и историки. 

До сих пор большинству горожан мало что известно о минувших днях Спасского собора. Как правило, в сознании прочно закрепились всего два факта: в 1934-м старый храм взорвали, в 2010-м стали строить новый. 

Небольшая брошюра про первохрам, выпущенная в 2009 году пензенским церковным краеведом Александром Дворжанским, лишь приоткрывает завесу над его прошлым. 

Задачу заполнить белые пятна в истории Спасского собора, узнать, какие тайны он хранит, рассказать о его роли в жизни города на Суре по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима взяли на себя журналист и церковный историк Евгений Белохвостиков и культуролог Лариса Рассказова. Они посвятили этой теме 500-страничный труд, который должен выйти в свет осенью нынешнего года. На его подготовку ушло более года кропотливой работы с архивными документами, дневниками и мемуарами.
 
— Спасский кафедральный собор всегда был духовно-культурным центром нашего города — со времен основания крепости Пенза до наших дней, несмотря на перерыв в несколько десятилетий в XX веке, — утверждает Евгений Белохвостиков. — Первое деревянное здание было возведено в 1663 году. Храм пять раз строился с нуля, но на том же месте, сохраняя свое название. 



Не просто запись

Работая в архивах, авторам книги пришлось перелопатить гору документов, которых десятилетиями (а некоторых и веками) не касалась рука исследователя. Нельзя было упустить ни одной детали — ведь даже незначительная, на первый взгляд, запись или справка могла помочь установить ранее неизвестный факт. 

Взять, например, те же метрические книги, которые напрямую не имеют отношения к истории собора, но являются свидетелями важнейших событий в жизни отдельных людей, внесших свой вклад в историю Пензенской области и России: кто когда крестился, венчался или умирал. 

— Благодаря метрическим книгам нам удалось документально подтвердить факт пребывания в Пензе военного историка, автора первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, непосредственного участника тех событий генерал-лейтенанта Александра Михайловского-Данилевского, — рассказывает Евгений Белохвостиков. —– В ранее известных источниках упоминалось только, что у его жены Анны Павловны, урожденной Чемодановой, было имение в селе Чемодановка (ныне Бессоновского района). Мы нашли в метрической книге 1827 года запись о том, что Александр Иванович крестил в Спасском кафедральном соборе свою дочь Антонину. 


Императоры и режиссер

Вошел собор и в жизнь еще одного нашего земляка, известного во всем мире. В 1895-м сыну пензенского виннозаводчика Карлу Казимиру Теодору Мейергольду, этническому немцу, по вероисповеданию лютеранину, исполнился 21 год. Став совершеннолетним, он решил перейти в православие. Он имел право теперь сделать это без согласия родителей. Сохранилась запись о совершении над ним чина присоединения к православной церкви через таинство миропомазания. 

Год спустя в метрической книге было зафиксировано еще одно важное событие в жизни молодого человека — он венчался с девицей Ольгой Мунт. Мир знает этого человека как великого русского режиссера Всеволода Мейерхольда.

И, конечно же, считали своим долгом побывать на богослужении в первохраме три российских императора во время своих «рабочих» визитов в Пензу: Их Величества Александр I (1824), Николай I (1836) и Николай II (1904). Стены Спасского собора помнили также 19-летнего цесаревича Александра Павловича — будущего императора Александра II, посетившего наш город во время своего знаменитого путешествия по стране, названного позже «Венчанием с Россией» (1837). 


Лучшая доля

По словам Евгения Белохвостикова, наиболее интересными в его исследовании были первые полтора века существования собора, о которых мало что известно: 

— История не донесла до нас изображений первой и второй деревянных церквей. И у многих Спасский собор ассоциируется только с его предпоследним — четвертым — зданием, знакомым по гравюрам и фотографиям XIX – начала XX в., и новым — восстановленным.
Между тем, как свидетельствуют документы, найденные в московских и питерских архивах, здесь шла активная жизнь задолго до начала строительства четвертого здания (1789–1824 гг.). 

Родился собор вместе с крепостью Пенза, строили его казаки воеводы Юрия Котранского — без сомнения, это было типовое деревянное (скорее всего, сосновое) здание. Первопоселенцы сами инициировали возведение дома Божия — у высокого церковного начальства, в ведении которого были тысячи храмов (на тот момент город-крепость входил в огромную Московскую патриаршую область), просто руки не доходили до скромной церковки на краю Дикого Поля. И первых священников сами приглашали, а не архиерей назначал, как должно было быть по уставу. Вероятнее всего, из Верхнего Ломова, основанного за 30 лет до того. 

Этих священнослужителей еще нужно было уговорить перебраться в Пензу, посулив лучшую долю. Казаки привлекли их не деньгами (в то время Россия по большей части жила натуральным хозяйством) — выделили пашню в районе, где теперь находится стадион «Пенза», и рыбные места на озере Ева (ныне это отрезок Суры в районе Засечного). 

В исторических хрониках писали, что один из первых пензенских священников Лука Степанов был убит в 1670 году во время Разинского мятежа вместе с воеводой Елисеем Лачиновым. Однако, согласно найденным в наши дни документам, отец Лука не погиб тогда, а благополучно прожил еще как минимум 15 лет. И успел попасть в неприятный переплет. 


В поисках серебряного рудника

Кто ввел священника и его паству в заблуждение, что в истоках Мокши якобы найдено большое месторождение серебряной руды, осталось загадкой. Но батюшка отправил в Москву донесение, что таковое имеется. 

В столице серьезно отнеслись к его словам и прислали в Пензу специалиста. Но когда тот прибыл на место и попросил отвезти его к серебряным залежам, отец Лука…начал тянуть время. Отнекивался, что не может сделать этого без благословения патриарха. 

Специалист похлопотал об аудиенции. Священника вызвали в Москву, и патриарх выдал письменное разрешение, чтобы отец Лука показал рудник. 
 
Однако никакого серебра в указанном месте не было и в помине. Заблуждался ли священник или это была какая-то авантюра — неизвестно. Но отца Луку с настоятельства сняли... 

— Прямых доказательств, что его наказали именно за ложные сведения, нет. Однако можно предположить, что именно по этой причине священник лишился должности. Дело происходило во время царствования Алексея Михайловича, когда по стране прокатились серебряные и медные бунты. Руду усиленно искали по всей стране, и обнаружившему месторождение полагалось значительное вознаграждение, — поясняет Евгений Белохвостиков. 

Столетие спустя, в 1774 году, через Пензу проходило войско бунтовщика и самозванца Пугачева, и народ во главе с духовенством вышел встречать его с иконами и хоругвями, как царя. 

Вскоре бунт был подавлен, Пугачева и его ближайших соратников казнили на Болотной площади в Москве. 

Следствие по делу продолжалось. Наказанию подверглись не только непосредственные участники восстания, но и «сочувствующие». Так было наказано пензенское духовенство, приветствовавшее Пугачева, и в частности протопоп и диакон Спасского собора. Их разжаловали в дьячки.


Всем миром

Четвертое, многострадальное здание Спасского собора строили 35 лет, с 1789 по 1824 год. Документы, так или иначе связанные с ним, сохранились в государственном архиве Пензенской области. 

— У этого здания изначально не было проекта, — начинает свой рассказ заслуженный работник культуры Пензенской области Лариса Рассказова. — Он строился как старинные повалуши — жилые помещения, которые по мере необходимости обрастали пристроями. Такие строения делали даже без фундамента, их, что называется, могло ветром сдуть. Собор, конечно, возводили более крепким, но без чертежей. У него даже определенного архитектурного стиля не было. 

Соответственно, и ошибок в строительстве допустили немало. Известно, что в здании из-за них был жуткий сквозняк. 

Первоначально собор строили на пожертвования пензенцев, преимущественно дворян и купечества. Когда деньги заканчивались, строительство останавливалось до следующего поступления денег.  

Большую роль в возведении храма сыграли губернаторы. Первым, кто озаботился появлением нового здания, был князь Григорий Голицын, которому Пенза обязана сбором дворянского ополчения в период наполеоновского нашествия. После Отечественной войны 1812 года именно он вдохновил дворянство на то, чтобы пожертвовать средства, оставшиеся от сборов на обмундирование и вооружение ополчения, на достройку собора. 

Решающий же вклад в завершение строительства внес преемник Голицына граф Михаил Сперанский. Он добился, чтобы из государственной казны на эти цели было выделено 30 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма. 

А план строительства появился ближе к его завершению — при губернаторе Федоре Лубяновском. Увидев на Соборной площади довольно несуразное здание, он назвал его «главным безобразием» Пензы. Губернатор решил украсить храм фронтонами, отремонтировать те его части, что начали разрушаться от времени, и благоустроить прилегающую территорию. В очередной раз обратился за пожертвованиями к дворянству и купечеству. Свои средства внесли также цеховые, ремесленники, торговый люд и даже рабочие. Известен случай, когда чембарский купец единолично сделал взнос за все население Чембара. 


Растоптанная память

Спасский собор стал сердцем Пензы, его духовным центром. И вот эту жемчужину, неразрывно связанную с историей города и жизнью нескольких поколений наших предков, уничтожили пришедшие к власти в 1917 году безбожники. 

Храм закрыли в 1923 году, причем его угодливо, по мирному договору, передали светской власти захватившие его раскольники-обновленцы. 

— Это было настоящее предательство, — констатирует Лариса Рассказова. — Люди, до конца оставшиеся верными православной церкви, отказались приходить на богослужения к обновленцам. Раскольникам попросту не на что было содержать огромное здание, они не знали, что с ним делать, и сдали властям. Хранившиеся в соборе святыни были разграблены. И если чудотворную Пензенскую Казанскую икону Пресвятой Богородицы (она сейчас находится в Митрофановском храме областного центра) верующим удалось сберечь до наших дней, то, например, штандарты пензенского ополчения периода наполеоновских войн, с которыми наши земляки вошли в Париж, были уничтожены. Еще несколько особо чтимых икон исчезли без следа. 

В 1924 году в здании собора открыли архив, который просуществовал там семь лет, после чего власти решили переместить хранилище документов в другое место.
 
А собор начали разбирать по кирпичику для нужд строившегося велосипедного завода. Фактически в 1934 году взорвали уже не храм, а его руины. Казалось, история собора была окончена. 

Но сегодня он вновь стоит на прежнем месте. Идею о его возрождении долго вынашивал архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Началось строительство при епископе, а затем митрополите Вениамине и продолжилось при действующем архиерее — митрополите Пензенском и Нижнеломовском Серафиме. 

Так случилось, что до недавнего времени широкой публике не было известно имя архитектора возрожденного первохрама. Исправляем это упущение! Этот талантливый, скромный, не стремящийся к публичности человек, причастный к истории Пензы, — Олег Херувимов, главный архитектор ООО «Гражданпроект». 

Именно он рассчитал пропорции основного здания, создал проекты колокольни и Евлампиевской усыпальницы, разработал общую концепцию интерьеров и проект благоустройства прилегающей территории.
Красиво получилось!

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER